Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

05.01.2023

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА.

 

 I. Общие положения

 1.1    Настоящее Положение определяет порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства (далее – выпускники), в том числе порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, повторного прохождения итоговой аттестации.

1.2.       Итоговая аттестация (выпускной экзамен) проводится с целью определения уровня и качества владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач, умений и навыков определяемых конкретной учебной программой. На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации.

1.3.         Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства в        соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации (далее– федеральные государственные требования).

1.4. Итоговая аттестация проводится для выпускников МАУ ДО «ДШИ МР Благоварский район РБ» – далее ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства и допущенных в текущем году к итоговой аттестации.

 

II. Формы проведения итоговой аттестации.

 

2.1. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов.

2.2.Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства устанавливаются федеральными государственными требованиями.

При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов:

– концерт (академический концерт),

– исполнение программы, просмотр,

– выставка, показ, постановка,

– письменный и (или) устный ответ.

 

Содержание выпускных экзаменов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ.

2.3. Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

III. Организация проведения итоговой аттестации

3.1. Итоговая аттестация организуется и проводится в ДШИ самостоятельно.

3.2. Для организации и проведения итоговой аттестации в ДШИ, реализующем дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, ежегодно создаются экзаменационные и апелляционные комиссии.

3.3. Экзаменационные комиссии определяют соответствие уровня освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ федеральным государственным требованиям. 

По результатам проведения итоговой аттестации экзаменационные комиссии разрабатывают рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.4. Экзаменационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением, локальными актами ДШИ, а также дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области искусства, разрабатываемой ДШИ в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 3.5. Экзаменационная комиссия формируется приказом руководителя из числа преподавателей данного образовательного учреждения, участвующих в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией (за исключением председателя экзаменационной комиссии, утверждаемого в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения).

В   состав экзаменационной комиссии входит не менее пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии.

3.6. Экзаменационная комиссия формируется для проведения итоговой аттестации по каждой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.

3.7. Председатель экзаменационной комиссии назначается учредителем не позднее 10 апреля текущего года из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области соответствующего вида искусства, и    не являющихся работниками образовательного учреждения, в котором создается экзаменационная комиссия.

 В   одном образовательном учреждении одно и то же лицо может быть назначено председателем нескольких экзаменационных комиссий.

3.8. Председатель экзаменационной комиссии организует деятельность экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам при проведении итоговой аттестации.

Полномочия председателя экзаменационной комиссии действительны по 31 декабря текущего года.

3.9 Для каждой экзаменационной комиссии руководителем назначается секретарь из числа работников образовательного учреждения, не входящих в состав экзаменационных комиссий.

Секретарь ведет протоколы заседаний экзаменационной комиссии, в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.

IV. Сроки и процедура проведения итоговой аттестации

4.1 . Итоговая аттестация проводится по месту нахождения ДШИ.

4.2. Дата и время проведения каждого выпускного экзамена устанавливается приказом руководителя ДШИ по согласованию с председателем экзаменационной комиссии. Приказ доводится до сведения всех членов экзаменационной комиссии, выпускников и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за 20 дней до проведения первого выпускного экзамена.

Расписание выпускных экзаменов должно предусматривать, чтобы интервал между ними для каждого выпускника составлял не менее трех дней.

4.3 Программы, темы, билеты, исполнительский репертуар, предназначенные для выпускных экзаменов, утверждаются руководителем ДШИ не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

4.4 Перед выпускными экзаменами для выпускников проводятся консультации по вопросам итоговой аттестации.

4.5. Во время проведения выпускных экзаменов присутствие посторонних лиц допускается только с разрешения руководителя ДШИ. С целью выявления лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств, и содействия в их дальнейшем профессиональном самоопределении, при проведении выпускных экзаменов вправе присутствовать представители образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в области искусств. 

4.6 Заседание экзаменационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее состава.

Решение экзаменационной комиссии по каждому выпускному экзамену принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

4.7. По итогам проведения выпускного экзамена выпускнику выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Результаты выпускных экзаменов объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих комиссий, за исключением выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме, результаты которых объявляются на следующий рабочий день.

4.8. Все заседания экзаменационных комиссий оформляются протоколами . В протокол заседания экзаменационной комиссии вносятся мнения всех членов комиссии о выявленных знаниях, умениях и навыках выпускника, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них.

Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся в архиве ДШИ, копии протоколов или выписки из протоколов – в личном деле выпускника на протяжении всего срока хранения личного дела.

4.9 Отчеты о работе экзаменационных и апелляционных комиссий заслушиваются на педагогическом совете ДШИ и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества образования в образовательном учреждении представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой аттестации.

 

 

V. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

5.1. Выпускники и (или) их родители (законные представители) вправе подать письменное заявление об апелляции по процедурным вопросам (далее – апелляция) в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после проведения выпускного экзамена.

5.2. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя ДШИ одновременно с утверждением состава экзаменационной комиссии. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее трех человек из числа работников образовательного учреждения, не входящих в состав экзаменационных комиссий.

5.3. Решения апелляционной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя апелляционной комиссии.

5.4. Апелляция может быть подана только по процедуре проведения выпускного экзамена. Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашается председатель соответствующей экзаменационной комиссии (или его заместитель), а также выпускник и ( или) его родители (законные представители), не согласные с решением экзаменационной комиссии. 

5.5. Секретарь экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протоколы заседаний экзаменационной комиссии и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедуры проведения выпускного экзамена.

По итогам рассмотрения апелляции апелляционной комиссией принимается решение по вопросу о целесообразности или нецелесообразности повторного проведения выпускного экзамена, которое подписывается председателем данной комиссии и оформляется протоколом. Данное решение доводится до сведения подавшего апелляционное заявление выпускника и ( или) его родителей (законных представителей) под роспись в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.

5.6. Выпускной экзамен проводится повторно в присутствии одного из членов апелляционной комиссии в течение семи рабочих дней с момента принятия апелляционной комиссией решения о целесообразности его проведения.

5.7. Подача апелляции по процедуре проведения повторного выпускного экзамена не допускается.

VI. Повторное прохождение итоговой аттестации

6.1. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в результате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины.

6.2. Лицо, не прошедшее итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляется из ДШИ. Указанное лицо вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год со дня, когда данное лицо прошло (или должно было пройти) итоговую аттестацию впервые. Для прохождения повторной итоговой аттестации данное лицо должно быть восстановлено в образовательном учреждении на период времени, не превышающий предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями.

6.3. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.

 

VIIΙ. Получение документа об освоении дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства.

8.1. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, выдается заверенное печатью ДШИ свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

8.2. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты и отчисленным из образовательного учреждения, выдается справка установленного ДШИ образца.

8.3. Копия свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства или справки об обучении в ДШИ остается в личном деле выпускника.

Приложение к положению о порядке и формах

 

проведение итоговой аттестации

 

 

Фонды оценочных средств МАУ ДО «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»

 

 

 Критерии оценки в области музыкального искусства:

 

5 «отлично» технически качественное и художественно осмысленное
    исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
    этапе обучения
     
4 «хорошо» оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
    недочетами (как в техническом плане, так и в
    художественном)
     
3 «удовлетворительно» исполнение с большим количеством недочетов, а
    именно: недоученный текст, слабая техническая
    подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
    свободы игрового аппарата и т.д.
     
2 «неудовлетворительно» комплекс недостатков, являющийся следствием
    отсутствия домашних занятий, плохая посещаемость
    аудиторных занятий и т.д.
   
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
    на данном этапе обучения
 

 

 Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

 

Фонды оценки призваны обеспечить оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области искусства. 

 

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

 

– оценка годовой работы ученика;

 

– оценка на академическом концерте или экзамене;

 

– другие выступления ученика в течение учебного года.

 

 

 

Критерии оценки по музыкальной литературе.

 

 

 

 

незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Критерии оценки теоретических дисциплин.
   
5 на зачете обучающийся продемонстрировал прочные, системные
(«отлично») теоретические знания и владение практическими навыками в полном
  объеме, предусмотренном программой
   
4 («хорошо») обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и
  владение практическими навыками в объеме, предусмотренном
  программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не
  являются существенными и не затрагивают основных понятий и
  навыков
   
3 («удовле- обучающийся в процессе зачета допускает существенные погрешности
творительно») в теории и показывает частичное владение предусмотренных
программой практических навыков
   

 

 

 

Критерии оценки в области изобразительного искусства.

 

 

 

История искусств. 

 

  • -легко ориентируется в изученном материале; -умеет сопоставлять различные взгляды на явления; -высказывает и обосновывает свою точку зрения;

 

-показывает умение и логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос; -выполнены качественно и аккуратно все практические работы;

 

-записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно

 

 

-грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос; -выполнены практические работы не совсем удачно; -при ведении тетради имеются незначительные ошибки. 

 

 

-практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками; -записи в тетради ведутся небрежно, несистиматично.

 

 

 

Рисунок.

 

  1. 1.
  2. 2.

 

3.     Композиционное размещение изображения на листе бумаги

 

4.     Передача характера формы предметов и их пропорции

 

5.     Конструктивный анализ формы предметов и драпировки 

 

6.     Выявление объема предметов и драпировки посредством светотени

 

7.     Детальная прорисовка формы предметов

 

8.     Подведение итогов работы над рисунком. Достижение цельности,

 

оригинальности, выразительности.

 

 

 

Оценка «5» выставляется в случае выполнения всех предъявляемых требований по всем разделам

 

Оценка «4» выставляется при выполнении предъявляемых требований с небольшими замечаниями

 

Оценка «3» выставляется при выполнении предъявляемых требований с большими замечаниями

 

Оценка «2» выставляется в случае несоответствия предъявляемых

 

требований , при глупых ошибках в перспективе, деформации предметов, отсутствии выразительности и цельности в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

Живопись. 

 

  1. 1.
  2. 2.

 

3.     Пространственное решение рисунка 

 

4.     Передача пропорциональных отношений предметов

 

5.     Передача объема предметов с учетом конкретного освещения

 

6.     Выявление взаимоотношений теплых и холодных оттенков

 

7.     Передача больших цветов и свето-тональных отношений

 

8.     Передача материальности предметов

 

9.     Достижение цельности, оригинальности, выразительности.

 

Оценка «5» выставляется в случае выполнения всех предъявляемых требований по всем разделам

 

Оценка «4» выставляется при выполнении предъявляемых требований с небольшими замечаниями

 

Оценка «3» выставляется при выполнении предъявляемых требований с большими замечаниями

 

Оценка «2» выставляется в случае несоответствия предъявляемых требований, при грубых ошибках в перспективе, в композиции и неряшливом исполнении, при изображении с грубыми искажениями, деформацией предметов, отсутствии выразительности и цельности в рисунке. При отсутствии знаний основ живописной грамоты и законов композиции.

 

 

 

Композиция станковая.

 

Оценка «5»– композиция отвечает законам целостности, контрастов и др., она интересна, оригинальна, богата образными, эмоциональными и смысловыми оттенками. 

 

Оценка «4» -замысел интересный, но в его основе лежит стандартное решение, не совсем убедительно выстроен сюжет, не установлены взаимосвязи между предметами и персонажами. 

 

Оценка «3» – идея композиции поверхностна, не продумана, подбор элементов случайный, либо шаблонный.

 

 

 

 

 

Пленэр. 

 

Оценка «5» – если учащийся имеет весь необходимый объем работ, владеет выбранной техникой, умеет передать колорит. Основные задачи, которые поставлены перед ним, он решает.

 

Оценка «4»– если учащийся представил не все работы. Если необходимые знания и умения просматривается не во всех работах или неумело выражены. Однако основные задачи, стоящие перед ним в работе он решает. 

 

Оценка «3»-если учащийся не имеет весь объем работ. В работах есть ошибки в компоновке, слабо владеет выбранной техникой. 

 

Оценка «2»-если учащийся предоставил не все работы на просмотр. Не овладел необходимыми умениями и навыками , не смог решить задачи стоящие перед ним. Имеет грубые нарушения в работах.

 

 

 

Цветоведение.

 

1.Владение методикой работы с цветом и красочными замесами на основе знаний: смешение цветов, восприятие цветов, соотношение цветов;

 

2. Знание возможностей соответствующих материалов (красок, карандашей) в

 

решении поставленных задач;

 

3. Умение пользоваться законами иллюзорного отображения цветовых взаимодействий на плоскости;

 

4.Аккуратность в оформлении практической работы.

 

 

 

Оценка «5»– при выполнении всех требований критерия оценки

 

Оценка «4»-при не выполнении- одного требования

 

Оценка «3»- при не выполнении двух-трех пунктов критерия оценки

 

Оценка «2»– при не выполнении всех пунктов критерия оценки.

 

 

 

Декоративно-прикладное творчество. 

 

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов , оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

 

Оценка «5»– ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

 

Оценка «4»– ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении , при работе в материале есть небрежность .

 

Оценка «3»– ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося отсутствует, ученик неряшлив и безынинициативен.