ДОП ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСЬ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»
Утверждено
приказом по МАУ ДО
«ДШИ МР Благоварский
район РБ»
«___»____________2019год
№ __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ЖИВОПИСЬ
Срок реализации программы – 3 года
Принято педагогическим советом
Протокол от 29.08.2019 г. № _5__
Составитель: Аминева Р.А.
Преподаватель МАУ ДО «ДШИ
МР Благоварский район РБ»
с. Языково
2019год
№№ |
Наименование раздела | |
I. |
Пояснительная записка | |
II. |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации | |
III. |
Учебно–тематический план | |
IV. |
Содержание учебного предмета. Годовые требования | |
V. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | |
VI. |
Формы и методы контроля, система оценок | |
VII. |
Методическое обеспечение учебного процесса | |
VIII. |
Список рекомендуемой литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах – «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
- Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5 класс.
При реализации программы «Живопись» с 5 летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1 – 2 классах – три часа, в 3 – 5 классах – два часа, самостоятельная работа в 1 – 5 классах – два часа.
- Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
¾ приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знаний разнообразных техник живописи;
- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыков в использовании основных техник и материалов;
- навыков последовательного ведения живописной работы;
¾ формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
- Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
- Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, доской, предметами натурного фонда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом часов, соответствующим объему, при реализации общеобразовательной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет.
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||
Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
2 | Выполнение растяжек от желтого цвета к красному, от красного к синему, от желтого к синему и т.п. | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
3 | Составление сложных цветов «Листья». | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
4 | Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок). | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
5 | Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, по-сырому, аля-прима). | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
6 | Копирование лоскута ткани. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
7 | Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
8 | Выполнение упражнения. Образное решение. Холодная цветовая гамма. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
9 | Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Гуашь. | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
10 | Выполнение упражнения. Образное решение. Теплая цветовая гамма. | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 | |
Итого: | 80 | 32 | 7,5 | 40,5 | 48 | ||
II полугодие | |||||||
11 | Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастно-дополнительная цветовая гамма. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
12 | Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
13 | Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. | урок | 5 | 2 | 1 | 2 | 3 |
14 | Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировке (без складок), контрастной по тону. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
15 | Натюрморт. Предмет быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
16 | Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
17 | Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
18 | Зачетное задание. Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. | урок | 20 | 8 | 1 | 11 | 12 |
Итого: | 85 | 34 | 8 | 43 | 51 |
Второй год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||
Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
2 | Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
3 | Натюрморт из двух – трех предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
4 | Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. | урок | 10 | 4 | 1 | 5 | 6 |
5 | Этюд двух предметов быта контрастных по форме и цвету. | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
6 | Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок. Гризайль. | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
7 | Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок (с предварительным эскизом). | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
Итого: | 80 | 32 | 6,5 | 41,5 | 48 | ||
II полугодие | |||||||
8 | Этюд фигуры человека | урок | 5 | 2 | 0,5 | 2,5 | 3 |
9 | Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне. | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
10 | Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с предварительным эскизом). | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
11 | Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
12 | Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). | урок | 15 | 6 | 1 | 8 | 9 |
13 | Зачетное задание. Натюрморт из трех металлических предметов (чайник, турка, кофейник). | урок | 20 | 8 | 1 | 11 | 12 |
Итого: | 85 | 34 | 5,5 | 45,5 | 51 |
Третий год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||
Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. | урок | 12 | 6 | 1 | 5 | 6 |
2 | Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
3 | Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
4 | Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
5 | Этюд фигуры человека | урок | 4 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 |
Итого: | 64 | 32 | 4,5 | 27,5 | 32 | ||
II полугодие | |||||||
6 | Два этюда фигуры человека (в различных позах). | урок | 8 | 4 | 1 | 3 | 4 |
7 | Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
8 | Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
9 | Зачетное задание. Натюрморт в светлой тональности. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
Итого: | 68 | 34 | 4 | 30 | 34 |
Четвертый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||
Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
2 | Натюрморт из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
3 | Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
4 | Этюд драпировки со складками. | урок | 12 | 6 | 1 | 5 | 6 |
Итого: | 64 | 32 | 4 | 28 | 32 | ||
II полугодие | |||||||
5 | Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
6 | Этюд фигуры человека в спокойной позе. | урок | 8 | 4 | 1 | 3 | 4 |
7 | Тематический натюрморт из четырех предметов четких по цвету и различных по форме. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
8 | Экзаменационное задание. Натюрморт с чучелом птицы. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
Итого: | 64 | 32 | 4 | 30 | 34 |
Пятый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||
Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Натюрморт «Дары осени». Этюд. | урок | 8 | 4 | 1 | 3 | 4 |
2 | Осенний натюрморт в интерьере. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
3 | Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета, различные по цвету). | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
4 | Тематический натюрморт. Этюд. | урок | 8 | 4 | 0,5 | 3,5 | 4 |
5 | Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. | урок | 16 | 8 | 1 | 7 | 8 |
Итого: | 64 | 32 | 4,5 | 27,5 | 32 | ||
II полугодие | |||||||
6 | Этюд фигуры человека в интерьере. | урок | 8 | 4 | 1 | 3 | 4 |
7 | Натюрморт с гипсовой маской или орнаментом. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
8 | Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
9 | Зачетное задание. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. | урок | 20 | 10 | 1 | 9 | 10 |
Итого: | 64 | 34 | 4 | 30 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
I полугодие
1. Тема (5 ч.): Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. (2 ч.)
2. Тема (5 ч.): Выполнение растяжек от желтого цвета к красному, от красного к синему, от желтого к синему и т.п. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.)
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. (2 ч.)
3. Тема (5 ч.): Составление сложных цветов «Листья». Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». (2 ч.).
4. Тема (5 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, мазок). Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Образное решение мотивов перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. (2 ч.).
5. Тема (5 ч.): Отработка основных приемов работы с акварелью (заливка, по-сырому, аля-прима). Использование возможностей акварели. Бабочки, птицы – образное решение. Использование акварели, бумаги формат А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.). (2 ч.).
6. Тема (10 ч.): Копирование лоскута ткани. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: мотив «Морские камешки», «Мыльные пузыри». (4 ч.)
7. Тема (10 ч.): Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. (4 ч.).
8. Тема (10 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Холодная цветовая гамма. Характеристики цвета. Холодные цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Отработка основных приемов: заливка, лессировка. А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. (4 ч.).
9. Тема (10 ч.): Декоративный натюрморт. Плоскостное решение. Общие тональные и цветовые отношения. Гуашь. Изучение возможностей техники гуаши при работе с натуры. Выявление четких тональных и цветовых отношений предметов и фона. Использование гуаши, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: декоративный натюрморт. (4 ч.).
10. Тема (5 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Теплая цветовая гамма. Характеристики цвета. Теплые цвета. Изучение возможностей цвета, его преобразования. Цветовые растяжки с переходом одного цвета в другой. Отработка основных приемов: заливка, лессировка. А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. (4 ч.).
II полугодие
11. Тема (10 ч.): Выполнение упражнения. Образное решение. Контрастно-дополнительная цветовая гамма. Изучение понятий: цветовой тон, цветовой контраст. Выбор контрастных цветов. Грамотное выполнение растяжек, закрепление понятия контрастно-дополнительных цветов. Использование акварели, бумаги А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: природный мотив при использовании других пар контрастно-дополнительных цветов. Образное решение. (4 ч.).
12. Тема (10 ч.): Изображение гипсового куба. Конкретный цветовой фон. Цвето-тональное решение. Понятие «среда». Влияние цветовой среды на предмет. Понятия: рефлекс, цветовая среда, свет, тень на предмете, падающая тень. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предметов прямоугольных форм. (4 ч.).
13. Тема (10 ч.): Этюд. Овощи и фрукты. Нейтральный цветовой фон. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. (4 ч.).
14. Тема(15 ч.): Монохром (гризайль). Натюрморт с гипсовым цилиндром и овощем или фруктом на фоне драпировке (без складок), контрастной по тону. Изучение явления светового контраста. Выявление в процессе работы формы, объема предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений, понятие пространства и умения последовательно вести работу. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы. (4 ч.).
15. Тема(15 ч.): Натюрморт. Предмет быта цилиндрической формы на светлой цветной драпировке. Предмет темный. Освещение боковое, теплое. Лепка формы цветом, с учетом светотени, передача объема предмета и пространства. Закрепление последовательности выполнения работы. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. (4 ч.).
16. Тема (10 ч.): Натюрморт. Белый бидон, две драпировки. Одна драпировка фоновая – нейтральная по тону и цвету, другая – темная, цветная – бордовая, зеленая или синяя. Понятие контраста. Изучение изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения. Закрепление навыков работы акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях. (4 ч.).
17. Тема (15 ч.): Натюрморт. Два предмета: цилиндрической и призматической формы, фон контрастный по цвету. Передача четких тональных отношений. Использование в практической работе теоретических знаний. Выявление пространства и объема предмета. Влияние цветовой среды. Последовательное ведение работы. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. (4 ч.).
18. Тема (20 ч.): Зачетное задание. Натюрморт. Предмет сложной цилиндрической формы (чайник, кофейник), овощ или фрукт. Драпировки без рельефных складок. Предмет и фон разной тональности, контрастные по цвету. Проверка навыков и умений последовательного ведения работы над натюрмортом. Выполнение задания с учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии. Взаимовлияние цветов. Использование акварели, бумаги формата А3. (12 ч.).
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. (8 ч.).
Второй год обучения
I полугодие
- Тема (10 ч.): Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Использование акварели (техника аля-прима), бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. (4 ч.).
- Тема (10 ч.): Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. (6 ч.)
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. (4 ч.).
- Тема (15 ч.): Натюрморт из двух – трех предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. (6 ч.).
- Тема (10 ч.): Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Использование акварели, бумаги различных форматов. (6 ч.).
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. (4 ч.).
- Тема (5 ч.): Этюд двух предметов быта контрастных по форме и цвету. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. (2 ч.).
- Тема (15 ч.): Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок. Гризайль. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Использование акварели, бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). (6 ч.).
- Тема (15 ч.): Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.) различных по форме и тону, фон светлый без складок (с предварительным эскизом). Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Использование акварели, бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. (6 ч.).
II полугодие
- Тема (5 ч.): Этюд фигуры человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. (3 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. (2 ч.).
- Тема(15 ч.): Натюрморт со стеклянным предметом на цветном фоне. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по-сырому, лессировка, мазок). Использование акварели, бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. (6 ч.).
- Тема(15 ч.): Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок (с предварительным эскизом). Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Использование акварели (техника аля-прима), бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. (6 ч.).
- Тема(15 ч.): Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. (6 ч.).
- Тема(15 ч.): Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Гармония по насыщенности. Передача точных тональных и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. (9 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. (6 ч.).
- Тема(20 ч.): Зачетное задание. Натюрморт из трех металлических предметов (чайник, турка, кофейник). Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
(12 ч.).
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. (8 ч.).
Третий год обучения
I полугодие
- Тема (12 ч.): Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Использование акварели, бумаги формата А3. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. (6 ч.).
- Тема (16 ч.): Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Многослойная живопись, поэтапная работа над формой. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. (8 ч.).
- Тема (16 ч.): Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по форме и цвету, с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. (8 ч.).
- Тема (16 ч.): Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. (8 ч.).
- Тема (4 ч.): Этюд фигуры человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. (2 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. (2ч.).
II полугодие
- Тема (8 ч.): Два этюда фигуры человека (в различных позах). Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. (4 ч.).
- Тема (20 ч.): Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели, многослойная живопись. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. (10 ч.).
- Тема (20 ч.): Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного, живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. (10 ч.).
- Тема (20 ч.): Зачетное задание. Натюрморт в светлой тональности. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. (10 ч.).
Четвертый год обучения
I полугодие
- 1.Тема (16 ч.): Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Использование акварели, бумаги различных форматов. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды живых цветов. (8 ч.).
- 2.Тема (20 ч.): Натюрморт из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников. (10 ч.).
- 3.Тема (16 ч.): Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью, гуашью. Ритмическое построение цветовых пятен, многослойная живопись. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных поматериалу. (8 ч.).
- 4.Тема (12 ч.): Этюд драпировки со складками. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Использование акварели, бумаги формата А2. (6 ч.).
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками. (6 ч.).
II полугодие
- 5.Тема (20 ч.): Натюрморт в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией. (10 ч.).
- 6.Тема (8 ч.): Этюд фигуры человека в спокойной позе. «За рукоделием», «За чтением» и т.п. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению. (4 ч.).
- 7.Тема (20 ч.): Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов. (10 ч.).
- 8.Тема (20 ч.): Экзаменационная работа. Натюрморт с чучелом птицы. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Многослойная живопись. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. (10 ч.).
Пятый год обучения
I полугодие
- 1.Тема (8 ч.): Натюрморт «Дары осени». Этюд. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Техника акварели по выбору. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов. (4 ч.).
- 2.Тема (16 ч.): Осенний натюрморт в интерьере. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (8 ч.).
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. (8 ч.).
- 3.Тема (16 ч.): Натюрморт с предметами из стекла в темной цветовой гамме (2 – 4 стеклянных предмета, различные по цвету). Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Многослойная живопись. Использование акварели или гуаши. Выбор формата с учетом композиции. (8 ч.).
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении. (8 ч.).
- 4.Тема (8 ч.): Тематический натюрморт. Этюд. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Техника аля-прима. Использование акварели, бумаги формата А3. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности. (4 ч.).
- 5.Тема (16 ч.): Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Техника по выбору. Использование акварели или гуаши, выбор формата с учетом композиции. (8 ч.).
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
(8 ч.).
II полугодие
- 6.Тема (8 ч.): Этюд фигуры человека в интерьере. Выявление характерных особенностей модели. Решение сложной пластической формы в пространстве, четкие тональные отношения. Использование акварели, бумаги различного формата. (4 ч.).
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. (4 ч.).
- 7.Тема (20 ч.): Натюрморт с гипсовой маской или орнаментом. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2.
(10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды 2 – 3 белых предметов на различном фоне. (10 ч.).
- 8.Тема (20 ч.): Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, близких по цвету. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. (10 ч.).
- 9.Тема (20 ч.): Зачетное задание. Тематический натюрморт из предметов различной материальности. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Многослойная живопись. Использование акварели или гуаши, бумаги формата А2. (10 ч.).
Самостоятельная работа: этюды предметов быта с различных точек. (10 ч.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник ДШИ должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, сориентированные на требования, предъявляемые к абитуриентам средних специальных художественных заведений.
Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать живописно-композиционные задачи. В работе показывать освоение ремесленной стороны искусства – смешение красок, добиваясь сложных цветов, тонких отношений; а также активных, насыщенных цветов, и уметь их сочетать. Освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности: заливку на крупных предметах и на фоне, в том числе заливку с изменением тона, лессировку, приемы вливания цвета в цвет, письмо по-сырому, а также работу мазком для лепки формы предметов первого плана. Уметь пользоваться гуашевыми красками и другими художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать основные учебные задачи:
- oзакомпоновать изображение в формате;
- oпостроить форму предметов в перспективе, передать их взаимные пропорции;
- oвыявить большие тональные и цветовые отношения в натюрморте;
- oпередать цветом характер освещения постановки;
- oвылепить форму предметов средствами светотени;
- oпередать пространственное расположение предметов в натюрморте.
Учащийся должен: решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний; добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения; свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
- зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
¾ грамотно компоновать изображение в листе;
¾ грамотно передавать локальный цвет;
¾ грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
¾ грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
¾ грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
¾ грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
¾ грамотно передавать оттенки локального цвета;
¾ грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
¾ грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
¾ грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
3 год обучения
¾ грамотно компоновать сложные натюрморты;
¾ грамотно строить цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
¾ грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
¾ грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
¾ грамотно компоновать объекты в интерьере;
¾ грамотно строить цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
¾ грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
¾ грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
¾ передавать цельность и законченность в работе;
¾ строить сложные цветовые гармонии;
¾ грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
¾ грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
¾ грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
- 1.Анализ цветового строя натюрморта.
- 2.Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
- 3.Выбор техники исполнения.
- 4.Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
- 5.Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными или гуашевыми красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя:
¾ посещение выставок;
¾ поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
¾ чтение дополнительной литературы;
¾ выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
¾ посильное копирование шедевров мирового искусства;
¾ выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
– материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
– наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
– демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
– электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
– аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1.Акварель. Мастерство художника. / Пер. с фр. Жака Петивера.- Лозанна: IRL, 1995.
- 2.Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- 3.Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: учебное пособие. – М.: Владос, 2004.
- 4.Визер. В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2007.
- 5.Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1985.
- 6.Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
- 7.Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
- 8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.
- 9.Гармония цвета. / Ответств. за вып. Ю.Г. Хацкевич – Мн.: Харвест, 2004.
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
- 11.Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. в немецкого; 3-е изд.; Предисловие Л.Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2004.
- 12.Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие для спец. 2229 «Интерьер и оборудование», 2230 «Пром. искусство», 2231 «Монумент.-декор. Искусство». – Мн.: Выш. шк., 1984.
- 13.Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
- Панюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
- 15.Сельчёнок К.В.Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест, 2007.
- 16.Советы мастеров. Сборник. / Сост. Зайцев А.С. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979.
- 17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996.
- 18.Уилкокс М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен/ Пер. с англ. А. Сидорова. – М.: Астрель, 2004.
- 19.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
- 20.Чидзиива Хидеяки. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций/ Пер. с англ. И.А. Бочкова. – М.: Астрель, 2003.
- 21.Школа изобразительного искусства (в 10 томах) / т. 6. – М.: Искусство, 1966. – 204 с.: ил.
- 22.Щипанов А.С. Художнику-любителю. – М.: Советский художник, 1970
- 23.Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.: ил.
- 24.Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – М.: Просвещение, 1985.