Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ДПП ФОРТЕПИАНО

26.05.2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования                                           «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район                                    Республики Башкортостан»

 

 

 

Утверждено

приказом по МАУ ДО «ДШИ

МР Благоварский район РБ»                                                                                                                                                   «29» августа 2023 год

№ 16/од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ                                          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ                                            МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Срок реализации программы – 8 (9) лет

Принято педагогическим советом

Протокол от 29.08.2023 г. № _4__

с. Языково



квалификационной категории

 

 

 

 

Структура программы

 

1. Пояснительная записка

– характеристика программы, её роль и место в образовательном процессе

– цель и задачи программы

– срок реализации программы

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»

– система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации

результатов освоения ОП обучающимися

– условия реализации программы

 

3. Учебный план

4. График образовательного процесса

5. Программы учебных предметов:

Обязательная часть П0. 01. Музыкальное исполнительство

УП. 01 «Специальность и чтение с листа»

УП. 02 «Ансамбль»

УП. 03 «Концертмейстерский класс»

УП. 04 «Хоровой класс»

 

Обязательная часть ПО. 02. Теория и история музыки

УП. 01«Сольфеджио»

УП. 02 «Слушание музыки»

УП. 03 «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная)

 

Вариативная часть В. 00.

В. 01. УП .01 «Ансамбль»1 – 6 класс

6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения обучающимися образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

7. Программа творческой, методической и культурно-просветительной

деятельности школы

 

8. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»

 

 

Используемые сокращения

1. ОП – образовательная программа

3. ОУ – муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район               Республики Башкортостан»

3. ФГТ – федеральные государственные требования

4. Программа – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

Дополнительная   предпрофессиональная   общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) с 8 – летним сроком освоения разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 163 и являющимися обязательными при ее реализации.

Программа является нормативно – управленческим документом муниципального   автономного   образовательного   учреждения

дополнительного образования детей «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан» (далее –

ОУ), определяет содержание и организацию образовательного процесса с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и направлена на:

– выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

– создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

– приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

– воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

– приобретение детьми опыта творческой деятельности;

– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

– подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа разработана с учетом:

– обеспечения преемственности Программы и основных профессиональных

образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

– сохранение единства образовательного пространства Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.

 

 

Цель Программы:

– Формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Задачи Программы:

– воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих

уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

– формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

– выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих:

– освоению (в соответствии с программными требованиями) учебной информации;

– умению планировать свою домашнюю работу;

– приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного

музицирования;

– осуществлению самостоятельного контроля своей учебной деятельности;

– умению давать объективную оценку своему труду;

-формированию навыков взаимодействия с преподавателями,

концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,

уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим

взглядам;

– пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

– определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

Срок освоения

Программы для детей, поступивших в ОУ в первый класс с шести лет и

шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения Программы для детей, не закончивших освоение образовательной

программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год (9 класс).

При приеме на обучение по Программе ОУ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти.

 

 

Дополнительно поступающий ребенок может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения.

ОУ имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки, а

также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ, на основании

Локальных актов Школы.

Оценка качества образования по Программе производится на основе ФГТ.

Освоение обучающимися Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.

 

 

II. Планируемый результат освоения обучающимися образовательной

программы.

   Минимум содержания Программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом   освоения   Программы   является   приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

 

   в области музыкального исполнительства:

– знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных

стилистических направлений

– знания музыкальной терминологии

– умения грамотно исполнять музыкальные произведения, как соло, так и при

игре в ансамбле

– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения

– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального

произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

– навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на фортепиано

– навыков подбора по слуху, импровизации и сочинении в простых формах

– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых

произведений

– навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых)

 

в области теории и истории музыки:

 

– знание музыкальной грамоты

 

-знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и

зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений

 

– первичные знания в области строения классических музыкальных форм

– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве

музыкальных произведений на инструменте

– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий

– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды

– навыков восприятия элементов музыкального языка

– навыков анализа музыкального произведения

– навыков записи музыкального текста по слуху

– навыков вокального исполнения музыкального текста

– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста

 

 

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным

годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний,

умений и навыков в предметных областях:

 

в области музыкального исполнительства:

– знания основного фортепианного репертуара

– знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений

– умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле на достаточно

художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями

 

 

 

 

 

III. Учебные планы

 

3.1. Программа «Фортепиано» включает в себя учебные планы, которые

являются её неотъемлемой частью:

– учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет

– учебный план дополнительного года обучения – 9 класс

Учебные планы, определяют содержание и организацию

образовательного процесса в МАУ ДО «ДШИ» по программе «Фортепиано»,

разработаны с учетом преемственности образовательных программ в области

музыкального искусства среднего профессионального и высшего

профессионального образования, сохранения единого образовательного

пространства, индивидуального творческого развития обучающихся.

Учебные планы программы «Фортепиано» предусматривают максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся.

 

 

3.2. Учебные планы разработаны на основании ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса МАУ ДО «ДШИ» и сроков обучения по программе «Фортепиано», а также отражают структуру программы «Фортепиано», установленную ФГТ, в части:

– наименования предметных областей и разделов

– форм проведения учебных занятий

– проведения консультаций

– итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их

наименований

Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы – первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в области узыкального, изобразительного, театрального и киноискусства

– первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания

основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной

ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять

построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала)

– умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением

роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

– навыков сочинения и импровизации музыкального текста

– навыков восприятия современной музыки

 

 

 

 

 

3.3 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный программой «Фортепиано» не превышает 26 часов в неделю.

   Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени,

предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие

обучающихся в творческой и культурно – просветительской деятельности

ОУ) не превышает 14 часов в неделю.

 

 

3.4. Учебный план программы «Фортепиано» содержит следующие

предметные области (далее – ПО):

– ПО.01.Музыкальное исполнительство

– ПО.02.Теория и история музыки

и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

 

 

3.5. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые

состоят из учебных предметов (далее – УП).

Объем времени вариативной части, предусмотренный учебными планами программы «Фортепиано» на занятия обучающихся с присутствием

преподавателя в соответствии с ФГТ не превышает 60% от объема времени

предметных областей обязательной части программы, предусмотренного на

аудиторные занятия.

 

 

3.6. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период

обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку

домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и

основного общего образования. По учебным предметам обязательной и

вариативной частей объём самостоятельной нагрузки обучающихся

планируется следующим образом:

 

 

Приложение 1

 

– Учебный план ДПОП «Фортепиано» срок обучения 8 (9лет)

 

 

IV. График образовательного процесса

 

 

4.1. График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:

– срок реализации программы «Фортепиано»

– бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного

на аудиторные занятия

– промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся

– каникулы

– резерв учебного времени

– время, сводные данные по бюджету времени

 

 

4.2. При реализации программы «Фортепиано» продолжительность учебных

занятий, равная одному академическому часу, определяется Уставом МАУ

ДО «ДШИ» и составляет 45 минут.

Продолжительность учебных занятий по одному предмету в день не может превышать 1,5 академического часа.

 

Приложение 2

– График образовательного процесса ДПП «Фортепиано», Нормативный

срок обучения 8(9) лет

 

V. Программы учебных предметов

5.1. Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Фортепиано», разработанной педагогическим коллективом Школы.

Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Фортепиано» срок обучения – 8 (9) лет, прошли обсуждение на заседании педагогического совета МАУ ДО «ДШИ».

 

 

5.2. Программы учебных предметов выполняют следующие функции:

– нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме

-процессуально – содержательную, определяющую логическую

последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения

 

– оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания,

устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных

знаний, умений и навыков.

 

5.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,

содержат:

– титульный лист

– пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного

предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально – технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты

– учебно – тематический план для теоретических и исторических учебных предметов: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература

– содержание учебного предмета

– требования к уровню подготовки обучающихся

– формы и методы контроля, систему оценок

– методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень

литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения

– список литературы и средств обучения, необходимый для реализации

программы учебного предмета.

 

В   программах   учебных   предметов   дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»

отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение

домашнего задания.

 

5.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям

обязательной и вариативной части:

 

   Аннотации к программам учебных предметов дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

 

Программы учебных предметов являются частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

Программы разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

Программы содержат следующие разделы:

– распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета

– требования к уровню подготовки обучающихся

– формы и методы контроля

– система оценок

– методическое обеспечение учебного процесса

– список рекомендуемой нотной и методической литературы.

Программа учебного предмета

«Специальность и чтение с листа»

 

 

Разработчик программы:

Шайхулова А. Р., преподаватель первой квалификационной категории

по классу фортепиано МАУ ДО «ДШИ»

 

 

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Программа предмета ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений.

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» входит в обязательную часть учебного плана программы.

Срок освоения Программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет.

Срок освоения Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная,

которая позволяет преподавателю построить содержание программы в

соответствии с особенностями развития каждого ученика.

Занятия проходят два раза в неделю.

В результате освоения программы учебного предмета «Специальность

и чтение с листа» обучающийся должен приобрести следующий комплекс

знаний, умений и навыков:

– знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные

для сольного исполнительства

– уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата

– уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически

свободно исполнять музыкальные произведения основных жанровых и

стилистических направлений из репертуара детской музыкальной школы

– иметь навыки чтения с листа и самостоятельной работы несложных

музыкальных произведений разных жанров и форм

– уметь применять теоретические знания в исполнительской практике

– иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых

произведений

– иметь навыки публичных сольных выступлений;

– знать основные произведения фортепианного репертуара

– знать художественно-исполнительские возможности фортепиано

– знать профессиональную музыкальную терминологию

– иметь навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения

– иметь навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности

– владеть различными видами техники исполнительства, уметь использовать

художественно оправданные технические приемы

– иметь представление о методике разучивания музыкальных произведений и

приемах работы над исполнительскими трудностями

– иметь навыки репетиционно – концертной работы в качестве солиста

– уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь

представление о музыкальных формах.

 

Программа учебного предмета «Ансамбль»

Разработчики программы:

Шайхулова А. Р., преподаватель первой квалификационной категории по

классу фортепиано МАУ ДО «ДШИ»

   Учебный предмет «Ансамбль» входит в учебный план как предмет обязательной части.

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном и инструментальном ансамбле с 1 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс).

Программа предлагает учащимся возможность продолжения занятий в классе ансамбля в 8 классе как по предмету вариативной части учебного плана.

Также включены программные требования дополнительного года обучения,

9 класс, для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе

следующего репертуара:

– фортепианные и инструментальные дуэты

– различные переложения для 4 – ручного и 2 – ух рояльного исполнения,

произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и

зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа

по ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с

разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом,

импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповые занятия от 2-х человек. Занятия проходят один раз в неделю.

В результате освоения программы учебного предмета «Ансамбль» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

– уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически

свободно исполнять в ансамбле музыкальные произведения основных

жанровых и стилистических направлений из репертуара детской музыкальной школы

– владеть на уровне требований образовательной программы навыками игры

в ансамбле, чтения с листа

– обладать достаточным музыкальным кругозором в области музыкального

искусства на уровне требований образовательной программы

– знать основной ансамблевый репертуар из произведений отечественных и

зарубежных композиторов, способствующий формированию способности к

коллективному творческому исполнительству

– уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь

представление о музыкальных формах

– уметь применять теоретические знания в исполнительской практике

– иметь навыки репетиционно – концертной работы в качестве участника

ансамбля

– иметь навыки по решению музыкально – исполнительских задач ансамблевого   исполнительства,   обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

   Учебный предмет «Концертмейстерский класс» входит в учебный план

как предмет обязательной части. Представленная программа предполагает

знакомство с предметом в течение 2 лет – 7 и 8 классы.

Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Концертмейстерский класс – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта, позволяющего приобрести новые

исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с

лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки.

Этот предмет связан с важной психологической установкой на воспитание пианиста, готового не только к сольному исполнительству, но получающего радость от совместной профессиональной работы с инструменталистами, и вокалистами. Участие в «малых» камерных ансамблях открывает перед учащимися большие возможности активного участия в концертной практике.

Данный вид деятельности призван расширять музыкальный кругозор

учащихся, а также закреплять навыки, полученные на уроках специальности.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальные занятия.

Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс»

предполагает привлечение иллюстраторов: вокалистов, инструменталистов.

В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся по другим

предпрофессиональным программам или, в случае их недостаточности,

работники образовательного учреждения.

Занятия проходят один раз в неделю. В результате освоения программы учебного предмета «Концертмейстерский класс» обучающийся

должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

– уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически

свободно аккомпанировать вокальные и инструментальные произведения

основных жанровых и стилистических направлений из репертуара детской

музыкальной школы

– владеть на уровне требований образовательной программы навыками чтения с листа легких аккомпанементов

– обладать достаточным музыкальным кругозором в области музыкального

искусства на уровне требований образовательной программы, иметь навыки

восприятия и реализации партитурной записи

– знать основной репертуар программы учебного предмета из произведений

отечественных и зарубежных композиторов

– уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь

представление о музыкальных формах

– уметь применять теоретические знания в исполнительской практике; иметь

навыки репетиционно – концертной работы в качестве аккомпаниатора

солиста – инструменталиста и вокалиста

– иметь навыки по решению музыкально – исполнительских задач

аккомпанемента, обусловленные художественным содержанием и

особенностями жанра и стиля музыкального произведения (общее дыхание,

фразировка, цезуры)

– знание особенностей солирующих инструментов, певческого аппарата

вокалистов.

Программа учебного предмета «Хоровой класс»

   Учебный предмет «Хоровой класс» входит в учебный план как предмет

обязательной части – с 1 по 8 класс.

Обучающимся, продолжающим занятия в 9 классе может быть предложено продолжение освоения программы как предмета вариативной части.

Программа также используется при реализации предмета «Хоровой класс»   в   рамках   дополнительных   предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет федеральными государственными требованиями.

Таким образом, в хоровой коллектив объединяются учащиеся разных образовательных программ инструментальной направленности.

Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.

Занятия проходят один раз в неделю. В результате освоения программы

учебного предмета «Хоровой класс» обучающийся должен приобрести

следующий комплекс знаний, умений и навыков:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей   хоровых   партитур,   художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива

– знание профессиональной терминологии

– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки

– навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе

отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом

– сформированные практические навыки исполнения авторских, народных

хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе произведений для детей

– наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального

ансамбля и хорового коллектива.

 

Программа учебного предмета «Сольфеджио»

Разработчики программы:

Загидуллина И. М. – преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ»,

Яушева И. З., преподаватель первой категории по классу фортепиано и теоретическим дисциплинам МАУ ДО «ДШИ»,

 

Учебный предмет «Сольфеджио» входит в учебный план как предмет

обязательной части.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

Предметная область. 02. Теория и история музыки. Срок освоения Программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет. Срок освоения Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Курс сольфеджио вместе с другими предметами, входящими в учебный план, способствует духовному и музыкальному развитию обучающихся,

расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Сольфеджио как дисциплина воспитывает и развивает музыкальные данные учащихся: слух, память, ритм. Знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, а также при изучении других учебных   предметов   дополнительных   предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.

Занятия проходят один раз в неделю.

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

– первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии

– умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки

– умение осуществлять анализ элементов музыкального языка

– умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические

построения

– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

По окончании ДШИ выпускник должен продемонстрировать следующие навыки и умения:

– уметь правильно и интонационно точно воспроизводить голосом, читать с

листа одноголосную мелодию

– уметь записать по слуху одноголосную мелодию

– уметь подбирать по слуху различные мелодии и аккомпанемент к ним

– осознанно определить на слух элемент музыки – ступени лада, пройденные

интервалы и аккорды

– уметь анализировать исполняемую мелодию

– знать основные теоретические понятия

Учащиеся должны знать:

– теоретический материал

– уметь петь пройденные гаммы мажорные и минорные

– иметь практические навыки сольфеджирования с дирижированием в пройденных размерах

– уметь петь и определять на слух ступени лада, пройденные интервалы,

аккорды

– записать диктант в объеме 8 тактов, включающий пройденные ритмические

и мелодические обороты.

Программа учебного предмета «Слушание музыки»

Разработчики программы:

Нота Е. А., – преподаватель первой квалификационной категории

теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ»

Яушева И. З., ., – преподаватель первой квалификационной категории

теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ»

   Учебный предмет «Слушание музыки» входит в учебный план как предмет обязательной части. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: Предметная область. 02. – «Теория и история музыки». Учебный предмет «Слушание музыки» вместе с другими учебными предметами, входящими в учебный план, способствует духовному и музыкальному развитию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса.

«Слушание музыки» как дисциплина приобщает учащихся к классической музыке, воспитывает разносторонне развитого музыканта и грамотного слушателя, готовит учащихся к изучению учебного предмета «Музыкальная литература».

Полученные на уроках слушания музыки знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору. Срок освоения Программы – 3 года, с 1 по 3 классы.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.

Занятия проходят один раз в неделю.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатом обучения также являются:

– наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных

составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских

коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах

– навыки по восприятию музыкального произведения, способность проявлять

эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального

произведения

– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств

– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения.

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

Разработчики программы:

Нота Е. А., – преподаватель первой квалификационной категории

теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ»

Яушева И. З., ., – преподаватель первой квалификационной категории

теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ»

   Учебный предмет «Музыкальная литература» входит в учебный план как предмет обязательной части. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: Предметная область. 02. Теория и история музыки.

Учебный предмет «Музыкальная литература» как дисциплина способствует   формированию   общей   культуры   обучающихся, художественного вкуса, пробуждению интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

На уроках музыкальной литературы происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Учебный   предмет   «Музыкальная   литература»   продолжает образовательно- развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Срок освоения Программы – 5 лет, с 4 по 8 классы.

Срок освоения Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия. Занятия проходят один раз в неделю.

 

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатом обучения также являются:

– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; – знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности

– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве

композиторов

– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения

– умение исполнять на музыкальном инструменте отдельные темы

пройденных музыкальных произведений в облегченном варианте

– навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его

понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с

другими видами искусств.

Результаты освоения Программы по учебным предметам

обязательной части отражают:

 

Специальность и чтение с листа:

-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству

– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для

достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,

самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм

– знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры)

– знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано

– знание профессиональной терминологии

– наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных

произведений разных жанров и форм

-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения

-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями

– наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха

– наличие навыков репетиционно – концертной работы в качестве солиста

Ансамбль:

– сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного

творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать

в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию

исполнительского замысла

– знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных

для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических –

сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе

– знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе сочинений И. С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века

– навыки по решению музыкально – исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Концертмейстерский класс:

– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой

самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

-знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту

– умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием – умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских

возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого

произведения с учетом характера каждой партии

– навыки по разучиванию с солистом его репертуара

– наличие первичного практического опыта репетиционно – концертной

деятельности в качестве концертмейстер.

Хоровой класс:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей   хоровых   партитур,   художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива

– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки

– навыки коллективного хорового исполнительского творчества

– сформированные практические навыки исполнения авторских, народных

хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и

зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей

– наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального

ансамбля и хорового коллектива.

Сольфеджио:

– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,   художественного   вкуса,   знания   музыкальных   стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

– знание профессиональной музыкальной терминологии

– умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные

примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки

– умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения

– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Слушание музыки:

составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе

культуры, духовно-нравственном развитии человека

– знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов

согласно программным требованиям;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности

– умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений

– навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,

метроритмических, ладовых особенностей

– знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, изобразительного, театрального, киноискусства, литературы;

основные стилистические направления и жанры

– сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,

пробуждения интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве

композиторов

– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств музыкального произведения

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестаций

   Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются такие формы, как контрольные работы, устные опросы, письменные работы,

тестирование, прослушивания, зачеты.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

 

Промежуточная аттестация проводится в форме:

– контрольный урок

-коллоквиум

– зачет

– экзамен

– академический концерт

– переводной экзамен

– зачет на самостоятельно выученную пьесу

– технический зачет

– прослушивание

– письменные работы

– устные опросы

Контрольные точки в рамках промежуточной аттестации проводятся на

завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Экзамены, выпускные, проводятся за пределами аудиторных учебных

занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств.

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

5 – отлично

4 – хорошо

3 – удовлетворительно

2 – неудовлетворительно

 

Музыкальное исполнительство

Оценка 5 (отлично):

– артистичное поведение на сцене

– увлечённость исполнением

– художественное исполнение средств музыкальной выразительности в

соответствии с содержанием музыкального произведения;

– слуховой контроль собственного исполнения

– корректировка игры при необходимой ситуации

– свободное владение специфическими технологическими видами исполнения

– убедительное понимание чувства формы

– выразительность интонирования

– единство темпа

– ясность ритмической пульсации

– яркое динамическое разнообразие

Оценка 4 (хорошо):

– незначительная нестабильность психологического поведения на сцене

– грамотное понимание формообразования произведения, музыкального

языка, средств музыкальной выразительности

– недостаточный слуховой контроль собственного исполнения

– стабильность воспроизведения нотного текста

– выразительность интонирования

– попытка передачи динамического разнообразия

– единство темпа

Оценка 3 (удовлетворительно):

– неустойчивое психологическое состояние на сцене

-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки

– слабый слуховой контроль собственного исполнения

– ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических

задач

– темпо-ритмическая неорганизованность

– слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов

– однообразие и монотонность звучания

Оценка 2 (неудовлетворительно):

– частые «срывы» и остановки при исполнении

– отсутствие слухового контроля собственного исполнения

– ошибки в воспроизведении нотного текста;

– низкое качество звукоизвлечения и звуковедения

– отсутствие выразительного интонирования

– метроритмическая неустойчивость.

Сольфеджио

Оценка 5 (отлично):

-вокально-интонационные навыки: чистота интонации; ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; выразительность

исполнения владение навыками пения с листа

– ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и

исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях

– слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного

слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных

элементов музыкальной речи; владение навыками записи прослушанных

ритмических и мелодических построений и отдельных элементов

музыкальной речи

– творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания

и умения в творческой деятельности

– теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории

музыки в соответствии с программными требованиями

 

Оценка 4 (хорошо):

– вокально-интонационные навыки: не достаточно чистая интонация;

не достаточная ритмическая точность; синтаксическая осмысленность

фразировки; выразительность исполнения; не достаточное владение

навыками пения с листа;

– ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

-слуховой анализ и музыкальный диктант, владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений

и отдельных элементов музыкальной речи; не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;

– творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания

и умения в творческой деятельности;

– теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.

Оценка 3 (удовлетворительно):

– вокально-интонационные навыки. не точная интонация; не достаточная

ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки;

не достаточная выразительность исполнения; слабое владение навыками пения с

листа;

– ритмические навыки: слабое владение навыками вычленения, осмысления и

исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

– слуховой анализ и музыкальный диктант: слабое владение навыками

осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений

и отдельных элементов музыкальной речи; слабое владение навыками записи

прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;

– творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;

– теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.

 

 

Оценка 2 (неудовлетворительно):

– вокально-интонационные навыки: неточная интонация; ритмическая неточность;

– отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; не выразительное

исполнение; не владение навыками пения с листа;

– ритмические навыки: не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;

– слуховой анализ и музыкальный диктант: не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических

построений и отдельных элементов музыкальной речи;

– творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;

– не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и

элементарной теории музыки программным требованиям.

 

 

Музыкальная литература, слушание музыки

Оценка 5 (отлично):

– знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне

требований программы

– владение музыкальной терминологией

– умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка 4 (хорошо):

– знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне

требований программы

– владение музыкальной терминологией

– не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка 3 (удовлетворительно):

– не полные знания музыкального, исторического и теоретическогоматериала

– не уверенное владение музыкальной терминологией

– слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка 2 (неудовлетворительно):

– не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы

– не владение музыкальной терминологией

– не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

 

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1. Специальность

2. Сольфеджио

3. Музыкальная литература

 

Временной интервал между выпускными экзаменами не менее трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

– знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,

музыкальных произведений, основных исторических периодов развития

музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств

– знание профессиональной терминологии, репертуара для народных

инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара

– достаточный технический уровень владения народным инструментом для

воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений

разных форм и жанров

– умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения

– наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры

Для организации и проведения итоговой аттестации в ОУ ежегодно создаются экзаменационные и апелляционные комиссии, что зафиксировано в локальных актах ОУ.

Экзаменационные комиссии определяют соответствие уровня освоения   выпускниками   дополнительных   предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств федеральным государственным требованиям.

Экзаменационная комиссия формируется приказом директора ОУ из числа преподавателей Школы, участвующих в реализации Программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией.

В состав экзаменационной комиссии входит не менее пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии.

Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной

комиссии.

Дата и время проведения каждого выпускного экзамена устанавливается приказом директора ОУ по согласованию с председателем экзаменационной комиссии.

Приказ доводится до сведения всех членов экзаменационной комиссии, выпускников и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за 20 дней до проведения первого выпускного экзамена. Временной интервал между выпускными экзаменами не менее трех календарных дней.

Программы,   темы,   билеты,   исполнительский   репертуар, предназначенные для выпускных экзаменов, утверждаются директором ОУ не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

 

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение

Программы, выдается свидетельство заверенное печатью ОУ.

Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты и отчисленным из ОУ, выдается справка установленного ОУ образца.

 

VII. Программа творческой, методической и культурно – просветительской

деятельности.

 

 

Структура программы

1. Пояснительная записка

2. Посещение концертов и мероприятий района

3. Участие в конкурсах

4. Концертные мероприятия для учащихся, детей и их родителей

5. Внутришкольные мероприятия

6. Методическая работа

7. Заключение

 

 

1. Пояснительная записка

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных

представителей) и всего общества, духовно – нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Школа

создает   комфортную   развивающую   образовательную   среду, беспечивающую возможность:

– организации творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,

концертов, творческих вечеров, творческих проектов, театрализованных

представлений и др.);

-организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (дома культуры, библиотеки, музеи, а также филармоний, выставочных залов, театров и др.);

– организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,   образовательными   учреждениями   среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

Важнейшим моментом воспитания является внеклассная и концертно-

просветительская работа Школы.

Мероприятия планируются с учетом запросов родителей. В них принимают участие все обучающиеся, независимо от их способностей.

Согласно плану работы Школы мероприятия проводятся по традиционным

направлениям:

 

2. Посещение спектаклей, концертов РДК, мероприятия района

– Районный Дом культуры

– Районный музейно – выставочный центр

– Дом Детского Творчества

 

 

3. Участие учащихся в конкурсах различного уровня:

– зональные, республиканские конкурс «Юный пианист», международный конкурс «На крыльях таланта» конкурс ансамблей

– зональные, республиканские Олимпиада по сольфеджио

– зональные, республиканские Олимпиада по музыкальной литературе

 

 

Эти конкурсы проводятся один раз в два года и участие в них стало традиционным для нашей школы. Эти конкурсы выявили учащихся лауреатов и дипломантов.

Самые одарённые дети участвуют и получают Дипломы лауреатов, Дипломы и Благодарственные письма в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Концертные мероприятия для жителей города и района

 

Концертно – поздравительные программы, фестивали, посвященные знаменательным датам:

– «День Музыки»

– «День Матери»

– «День защитника Отечества»

– «День победы»

– «Новогоднее представление»

– «Рождественские встречи»

 

 

Цель мероприятий – воспитание патриотических чувств обучающихся и

поднятие престижа «ДШИ» социуме района.

5. Концертные мероприятия для детей, учащихся «ДШИ» и их

родителей.

 

 

Школьные проекты:

– «День музыки»

– «День учителя»

– «Нотная азбука для взрослых»

– «День матери»

– «Добрая мудрость»

– «Зимняя сказка»

– «Новогодняя сказка»

– «День 8 марта»

– «Посвящение в музыканты»

– Отчетный концерт школы

– Творческие проекты

 

Цель мероприятий – воспитание духовной культуры и любви к народному

творчеству, к классической музыке, пропаганда различных инструментов.

 

 

6. Внутришкольные мероприятия

Помимо большой и плодотворной работы на уровне города и района, ведется внеклассная и культурно-просветительская работа в рамках самой школы. Преподаватели ежегодно проводят классные часы, конкурсы, викторины, концерты, открытые академические концерты, творческие вечера, музыкальные гостиные, театрализованные представления для родителей и учащихся.

 

«Новогодняя сказка» – театрализованное представление.

«Посвящение в музыканты» – театрализованное представление.

«Отчетный концерт школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчетные концерты по отделениям

«Творческие встречи» по темам, планируемым в годовом плане.

«Музыкальные гостиные», посвящённые юбилеям известных музыкантов,

композиторов и деятелей музыкального искусства.

Всегда интересны и содержательны классные часы, конкурсы, фестивали,

олимпиады подготовленные преподавателями.

 

Классные часы:

«Правила поведения в концертном зале»

«Общение детей в неформальной обстановке»

«Организация домашних занятий»

«История народных инструментов»

«Творчество современных композиторов и исполнителей» и т. д

 

Конкурсы, фестивали, олимпиады:

«Лучшее исполнение этюда»

«Лучшее исполнение обязательной пьесы»

«Самостоятельно выученной пьесы»

«Конкурс фортепианных ансамблей»

«Общее фортепиано – мой любимый предмет»

«Конкурсы на лучшее исполнение,

посвященные юбилейным датам композиторов »

«По музыкальной литературе»

«По слушанию музыки»

«По сольфеджио» и т.д.

 

 

Все мероприятия в Школе организованны согласно годовому плану работы. Внеклассные и концертные мероприятия организуются и проводятся на профессиональном уровне, проходят интересно содержательно, увлекательно и ярко.

В концертно – просветительской деятельности школы активное участие принимают все дети ДШИ.

 

 

7. Методическая работа Организационно – методическое обеспечение реализации ДПП «Фортепиано»

 

 

Методическая работа занимает важное место в деятельности ДШИ.

Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на

достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого

развития обучающихся. Для этого в школе функционируют методическое

объединение преподавателей, методический совет школы, педагогический

совет.

Практикуется встреча с ведущими преподавателями УУИ и Академии искусств им. З. Исмагилова.

Формы методической работы по работе с учащимися:

открытые уроки, посещение и участие в мастер – классах, проводимыми приглашенными специалистами; организация на базе школы конкурсов регионального, районного, школьного уровней, подготовка и участие в конкурсах методических работ; семинары – практикумы, прохождение курсов повышения квалификации и др.

Алгоритм планирования методической работы по выполнению ДПП «Фортепиано»:

1. мониторинг и оценка качества реализации педагогами ДПП «Фортепиано» (подведение итогов в конце учебного года по результатам работы школы и успеваемости учащихся по освоению ДПП «Фортепиано»);

2. выявление проблемы, постановка Цели работы методического объединения преподавателей фортепиано и преподавателей теоретического цикла на следующий учебный год.

3. корректировка программы (внесение изменений по необходимости);

 

4. составление индивидуальных маршрутов учащихся по освоению ДПП

«Фортепиано» (индивидуальные планы);

5. планирование преподавателями темы самообразования на учебный год для

улучшения качества выполнения ДПП «Фортепиано»;

6. формирование Плана работы методического объединения преподавателей,

реализующих ДПП «Фортепиано»;

7. план методической работы школы.

– периодичность участия преподавателей в методической работе школы

искусств

– работа над темой самообразования

– открытые уроки

– выступление на концерте

– мастер-класс

– выступления с докладами на семинарах, круглых столах, методическом

объединении, семинарах-практикумах,

– участие в Педагогических чтениях

– курсы повышения квалификации

 

 

Алгоритм планирования методической работы по выполнению ДПП

«Фортепиано»:

 

1.мониторинг и оценка качества реализации педагогами ДПП «Фортепиано» (подведение итогов в конце учебного года по результатам работы школы и успеваемости учащихся по освоению ДПП «Фортепиано»)

 

2.выявление проблемы, постановка Цели работы методического объединения преподавателей фортепиано и преподавателей теоретического цикла на следующий учебный год.

 

3.корректировка программы (внесение изменений по необходимости)

 

4. составление индивидуальных маршрутов учащихся по освоению ДПП

«Фортепиано» (индивидуальные планы)

 

5. планирование преподавателями темы самообразования на учебный год для

улучшения качества выполнения ДПП «Фортепиано»

 

6. формирование Плана работы методического объединения преподавателей,

реализующих ДПП «Фортепиано»

 

7. план методической работы школы.

 

Периодичность участия преподавателей в методической работе школы

искусств

 

– Работа над темой самообразования – 1 тема в год (до 3-х лет)

 

– Открытые уроки – 1 раз в год

 

– Выступление на концерте – 1 раз в год

 

– Мастер – класс – 1 раз в год

 

– Выступления с докладами на семинарах, круглых столах, методическом

объединении, семинарах – практикумах, участие в Педагогических чтениях,

пед. мастерских и т.д.) – 1 раз в год

 

– Курсы повышения квалификации – 1 раз в 3 года

 

Открытые уроки, методические занятия, мастер-классы, консультации,

репетиции. В течение всего учебного года проводятся открытые уроки с

учащимися на уровне школы и района:

 

– Открытые уроки для родителей по предметам «Слушание музыки» и

«Сольфеджио» с учащимися 1 класса на тему «Формы работы на уроке»

 

– Открытые уроки учащихся школы на семинарах «Педагогические чтения»

 

– Открытые уроки с учащимися в рамках методических заседаний по определённым в годовом плане темам.

 

Мастер-классы и открытые уроки –неотъемлемая часть методической

 

 

 

 

работы преподавателей с учащимися.

Целью такой работы является совершенствование педагогического мастерства преподавателя и повышение мотивации обучающегося к своему творчеству.

 

– мастер – классы в рамках Методического объединения ОМК

 

– мастер – классы в рамках зональных конкурсов

 

– мастер – классы в рамках школы

 

Консультации и методическая помощь одарённым детям, детям,

испытывающи

– мастер – классы в рамках школы

 

Консультации и методическая помощь одаренным детям, детям, испытывающим трудности в обучении

 

– в рамках зонального семинара «Педагогические чтения»

 

– у преподавателей специалистов

 

Учреждения дополнительного образования детей являются организационной

 

 

 

 


 

 

 

 

являют

«клеточкой» системы образования.

 

В законе РФ «Об образовании» – под образованием понимается целена правленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

 

8. Заключение

 

Воспитание и обучение – это формирование определённых знаний, умений и навыков в различных сочетаниях, таких, как:

 

– образовательные компетенции и гражданское, правовое самосознание

 

– духовность, культура и инициативность, способность к социализации в

обществе

 

– самостоятельность и толерантность.

 

Показателем качества образования на уровне предметных результатов является уровень усвоения образовательной программы, подтверждённый результатами: концерты, конкурсы, фестивали, олимпиады, участие в мастерклассах и т. д.

 

Процесс обучения и воспитания формирует у обучающегося навыки:

 

– самоопределения – внутренняя позиция обучающегося

 

– принятия и освоения новой социальной роли

 

– становления основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ и её историю

 

– развития самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои

достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

 

9. Условия реализации образовательной программы

 

Условия реализации Программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-

техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения

планируемых результатов освоения Программы.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,

открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных

представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности в Школе

создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая

возможность:

 

 

– выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства

– организации творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер – классов,

олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений

и др.)

 

– организации посещений обучающимися учреждений культуры и

 

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.)

 

-организации творческой и культурно – просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам   искусств,   образовательными   учреждениями   среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства

 

– использования в образовательном процессе образовательных технологий,

основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере 37

культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования

 

– эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся

 

– построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации

 

– эффективного управления образовательным учреждением.

 

Программа обеспечивается учебно – методической документацией по всем учебным предметам.

 

При реализации Программы со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776, 5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

 

Индекс предметных

областей, разделов

и учебных предметов

Наименование частей,

предметных областей,

разделов и учебных

предметов

Аудиторные занятия

В часах

ПО. 01. Музыкальное

исполнительство

1118,5 часов
УП. 01 Специальность и чтение с

листа

592,0 часа
УП. 02. Ансамбль 132,0 часа
УП. 03. Концертмейстерский

класс

49,0 часов
УП. 04. Хоровой класс 345,5 часов
ПО. 02. Теория и история

музыки:

658,0 часов
УП. 01. Сольфеджио 378,5 часов
УП. 02. Слушание музыки 98 часов
УП. 03. Музыкальная литература

(зарубежная,

отечественная)

181,5 часа

 

Вариативная часть дает возможность углубления подготовки

обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения

обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

 

Учебные предметы вариативной части определяются ОУ

самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ

на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 20 %

от объема времени предметных областей обязательной части,

предусмотренного на аудиторные занятия.

 

В. 00. Вариативная часть:

Индекс предметных

областей, разделов

и учебных предметов

Наименование частей,

предметных областей,

разделов и учебных

предметов

Аудиторные занятия

В часах

ПО. 01. Музыкальное

исполнительство

часов
В. 01. УП. 02. Ансамбль 66,0 часов

 

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций

осуществляется в форме:

 

– индивидуальных занятий

 

– мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек

 

– по ансамблевым дисциплинам — от 2 – х человек

 

– групповых занятий численностью от 15 человек

 

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение Программы по индивидуальному учебному плану.

 

В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

 

ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на

младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

 

Ансамблевые и хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности школы искусств.

 

Внеаудиторная   (самостоятельная)   работа   обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего

задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,

театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих

мероприятиях и культурно – просветительской деятельности школы искусств.

Выполнение   обучающимся   домашнего   задания   контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно – методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Год обучения / учебный предмет I II III IV V VI VII VIII
«Специальность и чтение с листа» 3 3 4 4 5 5 6 6
«Ансамбль» 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1
«Концертмейстерский класс» 1,5 1,5
«Хоровой класс» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
«Сольфеджио» 1 1 1 1 1 1 1 1
«Слушание музыки» 0,5 0,5 0,5
«Музыкальная литература

(зарубежная, отечественная)»

1 1 1 1 1
Итого в неделю: 5,0 5,5 6,5 8,0 9,0 9,0 11,

5

11

 

Реализация Программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.

 

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: – 158 часов при реализации ОП

со сроком обучения 8 лет.

Учебный

предмет

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

Итого
Специальность 6 8 8 8 8 8 8 8 62
Сольфеджио 2 2 2 2 4 4 4 20
Музыкальная

литература

2 2 2 4 10
Сводный хор 4 8 8 8 8 8 8 8 60
Ансамбль

/концертмейст.

класс

2 2 2 8
Всего консультационных часов: 158,0

 

Резерв учебного времени устанавливается ОП из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

 

Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

При реализации Программы со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 34 недель, в восьмом 35 классе – 36 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

 

В учебном году ОУ в соответствии с ФГТ предусмотрены каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет установлены дополнительные недельные каникулы.

Летние каникулы установлены в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. ОУ обеспечивает доступ каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

 

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд ОУ укомплектован печатными и частично электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям Программы.

 

Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно – библиографические и периодические издания в расчете 1- 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 

Реализация Программы обеспечивается педагогическими


работниками, имеющими среднее и высшее профессиональное образование,

соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

 

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32 – 33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

 

Непрерывность   профессионального   развития   педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП один раз в три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Педагогические работники ОУ осуществляют творческую и методическую работу. В ОУ созданы условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональными, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий Финансовые условия реализации Программы обеспечивают исполнение ФГТ.

 

При реализации Программы работа концертмейстеров спланирована с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

– по учебному предмету «Специальность» – 100 % аудиторного учебного

времени

 

– по учебному предмету «Хоровой класс» – 100 % аудиторного учебного

времени

 

– консультациям по данному учебному предмету – 80 % от аудиторного

учебного времени

 

– по учебному предмету «Ансамбль» 60 – 100 %аудиторного учебного

времени.

 

Материально – технические условия реализации программы

 

«Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ. Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Минимально необходимый для реализации Программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально – технического обеспечения включает в себя:

 

– концертный зал со звукотехническим оборудованием

 

– библиотека (со специализированными материалами: фонотека, видеотека,

фильмотека);

 

– библиотечный фонд, укомплектован печатными и частично электронными

изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической 44

литературы по всем учебным предметам, а также периодическими изданиями

в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся;

 

– учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебным предметам:

«Сольфеджио», «Музыкальная литература» и «Слушание музыки», «Элементарная теория музыки»

 

– Аудитории оснащены фортепиано, интерактивными досками,



интерактивными досками.

звукотехническим оборудованием (компьютер с колонками, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр), фонотекой, видеотекой, учебной мебелью

(доской, столами, стульями, шкафами для хранения учебно-методической

литературы, тумба по TV), оформлена наглядными пособиями (таблицы,

портреты композиторов и т.д.)

 

– учебные аудитории для индивидуальных и мелкогрупповых занятий по учебным предметам: – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» – оснащены музыкальными инструментами (2

фортепиано), учебной мебелью (стулья, стол учительский, подставки для ног,

шкафы для нотной и методической литературы), техническим оборудованием (метроном), оформлена наглядными пособиями ( стенд, дидактический материал).

 

Аудитория для проведения педагогического совета, методических мероприятий: заседаний, семинаров, мастер – классов и т. д. – учительская, оснащена учебной мебелью: стулья, стол учительский, техническим оборудованием:

компьютер, видеопроектор с экраном, оформлена наглядными пособиями, стенды для информации. В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

ОУ обеспечивает выступления учебных коллективов: хор, ансамбли, оркестры, сценическими костюмами.