Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ДОП ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЯ

05.01.2023

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района  Благоварский район Республики Башкортостан»

                                                                    Утверждено

                                                                                          приказом  по МАУ ДО

                                                                         «ДШИ МР Благоварский

                                                                                                                                              район РБ»

                                                                                             «___»____________2019год

                                                                     № __________

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ

Срок реализации программы – 2 года

                                                                                                                  Принято педагогическим советом

                                                                                                                   Протокол от 29.08.2019 г. № _5__

 

                                                                                          Составитель: Аминева Р.А.

                                                                                           Преподаватель МАУ ДО «ДШИ

 МР Благоварский район РБ»

с. Языково

2019 год

 

Рецензия на программу по учебному предмету

«Основы изобразительного искусства и рисование» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы  со сроком обучения  2 года

( МАУ ДО «ДШИ МР Благоварский район РБ»)

Разработчик-составитель программы:  преподаватель ДПИ 1 категории Аминева Р.А.

            На рецензирование представлена  программа по учебному предмету «Основы изобразительного искусства и рисование»  для реализации  в области художественно-творческой подготовки  дополнительной общеразвивающей  общеобразовательной программы  в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В пояснительной записке разъясняется  значимость  данной программы и её место в учебном плане МАУ ДО «Детская  школа искусств», выявляются межпредметные связи.

Реализуется программа с 1 класса  детской школы тскусств при двухлетнем  сроке реализации общеразвивающей программы. Чётко определены цель и задачи программы, указан объём учебного времени на предмет.

Учебно-тематические планы предусматривают аудиторную учебную нагрузку, достаточное количество времени на самостоятельную работу и не превышает  рекомендованную максимальную учебную нагрузку.

Материал изложен доступно и грамотно. Терминология соответствует профессиональной направленности программы.

Темы заданий продуманы  с учётом возрастных и творческих особенностей детей и соответствуют  минимуму требований к уровню подготовки обучающихся на данной программе.  Освоение материала строится по принципу от простого к сложному.  Задания чередуются по времени исполнения – длительные с краткосрочными упражнениями. Цикличность тем даёт возможность вернуться к изученному материалу, повторить, закрепить и усложнить содержание.

Формы, методы контроля, система оценок и критерии оценки позволяют в полной мере  оценить полученные результаты.

Программа обеспечена методическими материалами, литературой, необходимыми средствами обучения.

Программа может быть рекомендована к реализации в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы  в детской художественной  школе

 

 

Рецензент:

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области изобразительного искусства Программа рассчитана на 2 года обучения.  Возраст детей , приступающих к освоению программы   7-17 лет.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов общеразвивающей программы. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов. Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя, а также предполагает достаточную свободу преподавателю в выборе конкретных тем, направленности заданий.

Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование – 2 года

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» – 287 часов, в т. ч. аудиторной нагрузки – 204 часа.

Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю.

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

 график промежуточной аттестации

Всего часов

Затраты учебного времени,

 график промежуточной аттестации

Всего часов
Классы                       1

 

                      2  
Полугодия     1      2       1         2  
Аудиторные занятия (в часах     32      34   66    32      34 66
Самостоятельная работа

(в часах)

    11      11   22     11     11 22
Максимальная учебная нагрузка (в часах)      43      45   88     88
Вид промежуточной

аттестации

        К       к

 

            К – контрольный урок

Занятия по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности школы.

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

– формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;

– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

Задачи:

– развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);

–воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности

Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

Материально-технические условия реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Кабинет оснащен удобной мебелью, наглядными пособиями.

Содержание учебного предмета

            Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»  ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства и направлена на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных. базовых художественно-творческих умений и навыков в области изобразительного искусства. Часть заданий призвана развивать образное мышление и соображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память, творческую активность.

 

Учебно-тематический план  по учебному предмету

Основы изобразительной грамоты и рисование

Первый класс

Наименование раздела, темы, задания

Вид

учебного

занятия

Общий объём времени

(в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная  работа

Аудиторные

занятия

1

Многообразие линий в природе

урок

2

1

3

2

Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна

урок

2

1

3

3

Цветовой спектр. Основные и составные цвета

урок

2

1

3

4

Цветовые растяжки

урок

2

1

3

5

Выполнение цветовых композиций, построенных на основных цветах.

урок

2

1

3

6

Фактуры. Графическое изображение животного с передачей фактуры

урок

2

1

3

7

Рисунок простых природных форм с натуры. Закрепление полученных навыков.

урок

2

1

3

8

Тёплые и холодные цвета

урок

2

1

3

9

Проведение линий, деление отрезков, понятия «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».

урок

2

1

3

10

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

Понятие о симметрии.

 

урок

2

1

3

11

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

Закрепление понятия о симметрии. Пропорции. Визирование

урок

2

1

3

12

Закрепление полученных навыков.

Вариант задания: две вазы – симметрия, пропорции. Творческое задание: объединение в единый ансамбль с помощью орнамента

урок

2

1

3

13

Техника работы акварелью «мазками».

Пуантилизм.

урок

2

1

2

14

Техника работы акварелью «Сухая кисть»

урок

2

1

3

15

Орнамент. Виды орнамента

урок

2

1

3

16

Орнамент. Декорирование конкретной формы

урок

2

1

3

2 ПОЛУГОДИЕ

17

Рисунки фруктов и овощей фломастерами, цветными карандашами

урок

2

1

3

18

Работа с шаблонами в технике “набрызг”. Гуашь.

урок

2

1

3

19

Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт. Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами.

урок

4

1

5

20

Восточный натюрморт в технике “гуашь”.

урок

6

1

7

21

Графика. Буквица. Изображение первой   буквы названия предмета или животного, насекомого. Например:  Ж-жук. Украсить декором.

урок

4

1

2

22

 Композиционный центр. Доминанта.

Темы композиции: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.

урок

4

1

5

23

Ритм. Динамика. Тема композиции: подводный мир. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.

урок

6

1

7

24

Симметрия. Асимметрия. Тема композиции – орнамент из стилизованных цветов и листьев. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка

урок

6

1

7

25

 

Монохромное упражнение на обобщение и ритмику.

 

 

2

2

 

 

 

 

 

Второй класс

Наименование раздела, темы, задания

Вид

учебного

занятия

Общий объём времени

(в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная  работа

Аудиторные

занятия

1 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой

краски и ее оттенков

урок

8

1

9

2

 Нюансы. Многообразие оттенков цвета

урок

6

1

7

3

Абстракция. Преобразование пластической формы в

Геометризированную. (графика)

урок

10

1

11

4

Симметрия. Пятно. (графика)

урок

      4

 

1

5

5

Контрасты. Контрастные пары цветов

урок

      4

1

5

 

2 ПОЛУГОДИЕ

6

Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация».

урок

6

1

7

7

Изучение нетрадиционных живописных приемов

урок

4

1

11

8

Линия горизонта. Плановость

урок

10

1

11

9

Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент

урок

6

1

11

10.

 

Статика. Динамика

 

урок

 

4

 

1

 

5

 

11 Перспектива

 

урок

 

6

 

1

 

7

 

 

 

Содержание учебного предмета

Основы изобразительной грамоты и рисование

Первый класс

  1. 1.Многообразие линий в природе.

 

Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.

 

  1. 2.Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А 4, черного фломастера, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).

  1. 3.Цветовой спектр. Основные и составные цвета.

 

Знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование формата А 4, акварели.

Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.

  1. 4.Цветовые растяжки

Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов («Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А 4.

Выполнение тоновых растяжек.

  1. 5.Выполнение цветовых композиций, построенных на основных цветах.

Для создания композиций используются только основные цвета (жёлтый, синий и красный). Запрещается использование прямых изобразительных цитат.

  1. 6.Фактуры. Графическое изображение животного с передачей фактуры

Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений-зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и графическое изображение животного с передачей фактуры Использование формата ½ А 4, черного фломастера, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.

  1. 7.Рисунок простых природных форм с натуры. Закрепление полученных навыков.

Вариант задания: листья, комнатное растение

  1. 8.Тёплые и холодные цвета

Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов («Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А 4.

Изображение пера волшебной птицы.

  1. 9.Проведение линий, деление отрезков, понятия «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».

Проведение линий, деление отрезков, понятия «тон», «тоновая растяжка», «сила тона»

  1. 10.Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

Понятие о симметрии . Выполнить орнамент на контрастах «черное на белом» – и наоборот.

  1. 11.Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

Закрепление понятия о симметрии. Пропорции. Визирование. Рис. вазы.

  1. 12.Закрепление полученных навыков.

Вариант задания: две вазы – симметрия, пропорции. Творческое задание: объединение в единый ансамбль с помощью орнамента

  1. 13.Техника работы акварелью «мазками

Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы («Рыбка», «Курочка-Ряба»). Использование акварели, формата А 4.

Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван Гог и др.).

  1. 14.Техника работы акварелью «Сухая кисть»

Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов («Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т.д.). Использование формата А 4, акварели.

Самостоятельная работа: закрепление приема

  1. 15.Орнамент. Виды орнамента

Орнамент. Виды орнамента.

Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).

  1. 16.Орнамент. Декорирование конкретной формы

Орнамент. Декорирование конкретной формы.

Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А 4.

Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических и растительных орнаментов

  1. 17.Рисунки фруктов и овощей фломастерами, цветными карандашами

Выразительные возможности цветных карандашей.

Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами.

  1. 18.Работа с шаблонами в технике “набрызг”. Гуашь.

Знакомство с техникой «набрызг». Методика выполнения шаблонов (прорезные, силуэтные, модульные).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его заполнение с помощью гуаши и губки (основа – пастельный лист).

Упражнение 2. Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта, размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой «набрызг».

Творческое задание: фрукты в вазе (выполнение рисунка в одной из предложенных техник). Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: акварель или гуашь.

  1. 19.Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт. Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами.

Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт.  Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами. Знакомство с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).

Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Зарисовки посуды простой и сложной формы фломастерами и карандашами.

  1. 20.Восточный натюрморт в технике “гуашь”.

Восточный натюрморт в технике «гуашь». Способы работы гуашью. Использование цветной основы листа как средства декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий). Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия «орнамент».

Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием орнаментированных деталей. Рекомендуемый формат А3. Материал гуашь.

  1. 21.Графика. Буквица. Изображение первой   буквы названия предмета или животного, насекомого. Например:  Ж-жук. Украсить декором.
    1. 22.Композиционный центр. Доминанта.

Темы композиции: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер,гелевая ручка.

знакомство с понятием – композиционный центр

Выполнить композицию на тему: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет.

  1. 23.Ритм. Динамика. Тема композиции: подводный мир. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
  2. 24.Симметрия. Асимметрия. Тема композиции – орнамент из стилизованных цветов и листьев. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

1. ТемаТехника работы гуашьюВыразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветамиВыполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4. Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.

2. ТемаНюансыМногообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями:

«локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.

Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.

3.    ТемаАбстракцияПреобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать  пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.

Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычоксмоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.

4. ТемаСимметрияПятноЗнакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.

Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.

5. ТемаКонтрастыКонтрастные пары цветов. Знакомство с

контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.

Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).

6. ТемаПластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.

7. ТемаИзучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник.

Выполнение упражнений. Вощение(например, морская волна с«барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия  (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование

формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Самостоятельная работа: закрепление материала.

8. ТемаЛиния горизонтаПлановостьЗнакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4.

Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.

9. ТемаВыделение композиционного центра посредством цвета.

Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры

(например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.

Самостоятельная работавыполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.

10. ТемаСтатикаДинамикаЗнакомство с понятиями «статика»,

«динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.

Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.

11. ТемаПерспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4,  гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

– знание различных видов изобразительного искусства;

– знание основных жанров изобразительного искусства;

– знание терминологии изобразительного искусства;

– знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);

– знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;

– знание основных выразительных средств изобразительного искусства;

– знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии;

– навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

– навыки передачи формы, характера предмета;

– умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;

– наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

– наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности;

– умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;

– умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ преподавателем. Оценки заносятся в классный журнал.

Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков в форме просмотров работ обучающихся. По окончании предмета проводится итоговый зачет, оценка за который заносится в свидетельство об окончании школы. На зачете обучающимся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»).

 

Критерии оценок

 

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка уровня успеваемости включает в себя три компонента: за фантазию, композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).

«Фантазия». Оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

Оценка 5 «отлично» – учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;

Оценка 4 «хорошо» – решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

Оценка 3 «удовлетворительно» – использование готового решения (срисовывание с образца);

Оценка 2 «неудовлетворительно» – отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание.

«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).

Оценка 5 «отлично» – все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;

Оценка 4 «хорошо» – имеются незначительные ошибки;

Оценка 3 «удовлетворительно» – грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов;

Оценка 2 «неудовлетворительно» – множество грубых ошибок в передаче пропорций и формы предметов.

«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения) предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.

Оценка 5 «отлично» – учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;

Оценка 4 «хорошо» – работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);

Оценка 3 «удовлетворительно» – работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося;

Оценка 2 «неудовлетворительно» – учащийся не справился с заданием даже с помощью преподавателя, работа небрежно выполнена и не закончена.

 

 

Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации преподавателям

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на прекрасное. Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).

Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических выставок, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

 

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрена самостоятельная работа. На самостоятельную работу обучающихся отводится 40 % времени аудиторных занятий.

Самостоятельная работа выполняется в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, применение шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

 

3. Средства обучения

– материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

– наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, , фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

– демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

– электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

– аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

аудио-записи.

Методическая литература

  1. 1.Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989
  2. 2.Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
  3. 3.Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
  4. 4.Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
  5. 5.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусст­ва. – М., 1990
  6. 6.Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюр­морта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государст­венный русский музей.- 1996
  7. 7.Каменева К.  О чем рассказывают яблоки. – М., 1986
  8. 8.Кирьянова Е.Г. и др.  Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
  9. 9.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
  10. 10.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
  11. 11.Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989
  12. 12.Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
  13. 13.Неверов О.   Культура и искусство античного мира. – Л.,
  14. 14.Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989
  15. 15.Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останки­но. – М., 1995
  16. 16.Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970
  17. 17.Фехнер Е.Ю.  Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981
  18. 18.Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

          19. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия»,