Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ДОП ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

06.01.2023

Рецензия

на дополнительную общеразвивающую программу в области музыкального искусства «Постановка голоса» по классу русский фольклор

преподавателя МАУ ДО  «ДШИ МР Благоварский район РБ»

Давлетбаевой Марины Ивановны.

                Программа, составленная Давлетбаевой Мариной Ивановной, рассчитана на преподавание «постановки голоса» по классу русский фольклор в ДШИ на протяжении 7 лет.

В программе учитываются возрастные возможности детей. Она предполагает постепенное и целенаправленное движение, от простого к более сложному. Учитываются также возможности детского голоса. Автор указывает на необходимость разностороннего развития учащихся, приобретение ими теоретических знаний и практических умений. Учитываются навыки правильного дыхания, звуковедения, естественного звукоизвлечения.

Учебно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и темп программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. В репертуар предмета «Постановка голоса» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров.

В программе даются методические рекомендации, примерный репертуарный список, рекомендуемый список  литературы.

Работа выполнена грамотно, квалифицированно. Названную программу можно рекомендовать для внедрения в учебную практику в ДШИ.

 

Рецензент:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств муниципального района

Благоварский район Республики Башкортостан»

 

Утверждено

приказом  по МАУ ДО

«ДШИ МР Благоварский

район РБ»

«_29__»____08_____2023 год

№ __16/од________

«Постановка голоса»

примерная учебная программа по классу русский фольклор

Срок реализации – 7 лет

                                                                                                                              Принято педагогическим советом

Протокол от 29.08.2023 г. № _4__

Преподаватель МАУ ДО

 «ДШИ МР Благоварский район

 Республики Башкортостан»

Давлетбаева М.И.

 

 

 

 

 

 

с. Языково.

1. Пояснительная записка.

Сохранение и возрождение фольклорных традиций является в настоящее время одним из приоритетных  направлений как в детском эстетическом, так и  в профессиональном музыкальном воспитании. Задача ДШИ – ввести юного человека в мир народной художественной культуры, пробудить интерес детей к традиционным народным обычаям, обрядам, искусству, истории народного края. Ведь именно фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной культуры и народной педагогики. При ДМШ и ДШИ открываются фольклорные отделения, где одним из ведущих предметов является постановка голоса. На занятиях разучиваются подлинные произведения народного творчества, причем музыкальное воспитание должно ориентироваться на фольклор родного края. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей и способностей детей. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей (умению сочинять и импровизировать), совершенствованию исполнению.

Цели программы:

Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Ввести ребёнка в мир народной художественной культуры. Развитие музыкального и общеэстетического вкуса средствами народной музыки.

Задачи программы:

  • Воспитать любовь к народной песне, способность понимать и ценить ее красоту и богатство;
  • Изучить и освоить основные творческие и исполнительские закономерности народной песни;
  • Сформировать художественный вкус;
  • Приобрести навыки вокального исполнения в общерусской манере;
  • Развить вокальный слух и голос;
  • Развить творческие способности, навыки певческой импровизации.

Основой образовательного процесса является вокальная работа. Она начинается с правильной певческой установки – положение корпуса рук, ног и предполагает психофизическую свободу поющего. Главное направление вокальной работы – формирование народной манеры пения, отличающейся открытым, легким, звонким звуком, разговорной манерой пения, естественным звучанием. Вокальные навыки формируются и закрепляются в процессе технической работы, на которую отводится 15 минут. Включаются разнообразные по музыкальному материалу и техническим задачам упражнения и попевки: для укрепления дыхания, для расширения диапазона голоса, для свободы и подвижности артикуляционного аппарата, для выработки высокой певческой позиции и т.д.

Составной частью занятия являются беседы об особенностях жанра песни, ее эмоциональном строе, месте бытования, форме исполнения, времени ее создания. Анализируя поэтические тексты, народные диалекты, устаревшие выражения и обороты, соотношение местных диалектов и литературных текстов.

Разучивание начинается с музыкально-ритмического прочтения текста. Учащийся запоминает песни «на слух», с голоса а сареlla; проговариваются и пропеваются трудные в интонационном, вокальном, ритмическом отношении фразы, например, скачки, трихордовые обороты, мелизмы, синкопы, «огласовки» согласных.

В процессе разучивания анализируются элементы музыкального языка: ладовая и мелодическая структура, диапазон, устои, мелодические обороты, скачки, темп, распевы, размер, ритмические рисунки, типы многоголосья. Иногда вводится сольфеджирование разучиваемой песни.

Программа рассчитана на семилетний срок обучения. Основные возрастные особенности обучающихся учащихся от 5 лет.

Структура курса.

Обучение ведется в форме индивидуальных занятий 1 час  в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей учащегося. Развитие вокальных  навыков происходит постепенно и целенаправленно, от простого к сложному  в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Залогом успеха в качественном развитии и воспитании учащихся является продуманная, четко спланированная организация урока.

Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации:

  • прослушивание (I полугодие).
  • академический зачет  (II полугодие).
  • публичные выступления.
  • выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах.
  • текущая успеваемость  в учебном году.
  • выпускного экзамена на 7 году обучения.

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и темп программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. В репертуар предмета «Постановка голоса» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:

  • песни   календарных   праздников   (колядки,   подблюдные,   масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
  • песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
  • материнский   фольклор   (колыбельные,   пестушки,   потешки,   прибаутки, сказки);
  • лирические протяжные песни;
  • эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1 класс

1

Организационное занятие. Певческая установка.

1

2

Формирование навыков певческого дыхания.

5

3

Формирование певческой позиции в общерусской манере.

9

4

Звукообразование и звуковедение.

5

5

Работа над артикуляцией.

5

6

Работа над чистотой интонирования.

9

Всего:

34 час

2 класс

1

Повторение учебного материала 1 года обучения

3

2

Формирование навыков певческого дыхания.

5

3

 Формирование певческой позиции в общерусской манере.

6

4

Работа над дикцией и артикуляцией.

6

5

Звукообразование и звуковедение.

4

6

 Творческие навыки.

1

7

Работа над чистотой интонирования.

6

8

 Работа над художественным образом исполняемых произведений.

3

Всего:

34 часа

3 класс

1

Повторение учебного материала 2 года обучения

1

2

Вокально-хоровые навыки.

2

3

Работа над правильным дыханием.

3

4

Работа над певческой позицией. Пение «на опоре» ровным звуком без напряжения.

5

5

Работа над дикцией. Выравнивание гласных, «огласовка» согласных.

4

6

Работа над чистотой интонирования.

6

7

Творческие навыки. Работа над импровизацией.

4

8

Работа над художественным образом исполняемых произведений.

3

9

Пение в ансамбле, основы двухголосья.

3

10

Работа над музыкальными произведениями

4

Всего:

34 часа

4 класс

1

Повторение учебного материала третьего года обучения.

1

2

Закрепление и совершенствование вокальных навыков.

2

3

Звукообразование и звуковедение.

3

4

Начальный этап освоение тульской традиционной манеры пения.

4

5

Знакомство с западно-русской певческой традицией.

2

6

Работа над артикуляцией. Диалект в народной песне.

2

7

Лад и диапазон.

1

8

Интонационные и ритмические трудности.

2

9

Работа над правильным дыханием.

4

10

Работа над чистотой интонирования.

4

11

Творческие навыки. Работа над  импровизацией.

2

12

Хореографические навыки.

3

13

Работа над музыкальными произведениями.

4

Всего:

34 часа

5 класс

1

Повторение учебного материала четвертого года обучения.

1

2

Закрепление и совершенствование вокальных навыков.

2

3

Освоение тульской традиционной манеры пения.

2

4

Продолжение знакомства с западно-русской  певческой традицией.

2

5

Работа над артикуляцией.

2

6

Диалекты в русской народной песне.

2

7

Освоение фольклорных жанров:  свадебные,  хороводные, календарные.

2

8

Воспитание ритмической точности исполнения.

3

9

Лад, диапазон. Интонационные и ритмические трудности.

4

10

Работа над правильным дыханием. Цепное дыхание.

4

11

Работа над сценическим образом.

2

12

Творческие навыки.

3

13

Работа над музыкальными произведениями.

5

Всего:

34 часа

6 класс

1

Повторение учебного материала пятого класса.

1

2

Совершенствование вокальных навыков.

2

3

Звукообразование и звуковедение.

2

4

Работа с певческим диалектом.

3

5

Знакомство с казачьей традицией (песни Ставропольского и Краснодарского края).

2

6

Знакомство с певческими традициями Брянской  области.

2

7

Изучение фольклорных жанров: колыбельные, плясовые, свадебные, лирические протяжные, календарные.

3

8

Лад, диапазон. Интонационные и ритмические трудности в песнях.

1

9

Развитие музыкально – ритмической способности – чувства темпа.

2

10

Работа над двух и трех голосьем.

4

11

Работа над творческими навыками. Импровизация.

4

12

Работа над художественным образом в произведениях.

4

13

Работа над музыкальными произведениями.

4

Всего:

34 часа

7 класс

1

Повторение учебного материала пятого класса.

1

2

Совершенствование вокальных навыков.

3

3

Звукообразование и звуковедение.

2

4

Работа с певческим диалектом.

3

5

Знакомство с казачьей традицией (песни Ставропольского и Краснодарского края).

2

6

Знакомство с певческими традициями Брянской  области.

2

7

Изучение фольклорных жанров: колыбельные, плясовые, свадебные, лирические протяжные, календарные.

3

8

Лад, диапазон. Интонационные и ритмические трудности в песнях.

1

9

Развитие музыкально – ритмической способности – чувства темпа.

3

10

Работа над двух и трех голосьем.

4

11

Работа над творческими навыками. Импровизация.

4

12

Работа над художественным образом в произведениях.

2

13

Работа над музыкальными произведениями.

5

Всего:

34часа

 

По окончанию всего курса обучения, выпускник должен овладеть           знаниями и практическими навыками народного пения, которые помогут            ему  в самостоятельном разучивании и исполнение народных песен со             средним    уровнем сложности, владеть различными традиционными       стилевыми особенностями исполнения.

Результат освоения программы «Постановка голоса» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
  • знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений сольного исполнительства; знание теоретических сведений об исполняемом репертуаре;
  • знание музыкальной терминологии;
  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов во всем его многообразии;
  • умение самостоятельно разучивать вокальные произведения;
  • умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций.
  • навыки фольклорной импровизации сольно с сопровождением оркестра и других инструментов;
  • практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
  • навыки владения, различными манерами пения, включая особенности исполнения авторских произведений и обработок народных песен;
  • навыки аккомпанирования голосу в процессе работы,  а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
  • навыки публичных выступлений.

Выпускник должен уметь понять и донести       характер произведения  до слушателя.

Обучение в ДШИ является базой для продолжения получения музыкального образования в средних и высших учебных заведениях.

Методические рекомендации.

Сохранение и возрождение народных традиций является в настоящее время одним из приоритетных направлений как в детском эстетическом, так и в профессиональном музыкальном воспитании.

Главная задача образовательного процесса – формирование национального самосознания у детей, воспитание чувства причастности к истории своего народа. Приобщая детей с раннего возраста к национальным истокам, мы воспитываем в них уважительное отношение  к национальной традиции как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Фольклор несет в себе нравственность, элементы народной мудрости, педагогики и эстетики.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Основа репертуара – произведения детского музыкального фольклора, т.к. эти произведения хорошо знакомы детям, зачастую созданы самими детьми. Благодаря детскому фольклору учащимися легко воспринимаются типы интонирования, структура мелодики. Архитектоника таких произведений лучше развивает детский голос в естественной природной позиции, подготавливает его к исполнению более сложных произведений. Начинать желательно с календарных песен (колядки, заклички) и песен детского музыкального фольклора (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, приговорки), т.к. основа напевов детских песен – многократные повторы секундовых, терцовых, квартовых попевок, строящихся на напевно-декламационных интонациях клича, зова, что наиболее ярко раскрывает звонкий детский голос.

Цель семилетнего учебно-воспитательного процесса – формирование основ профессиональной постановки голоса в общерусской манере, освоение  певческой традиции для продолжения профессионального обучения юных певцов в средних специальных учебных заведениях

Примерный репертуарный список:

Жанры: хороводные, плясовые, шуточные, небылицы, календарные, лирические.

Младшие классы: «Лиса рожью шла», «Зайка», «Ворон», «Как у нашего овса», «Я скакала», «Стёпушка-Степан», «Летел, летел соколок», «Посею я лён», «Баю-баю-баюшки», «Расти мой ленок», «Не трубушка трубит», «Раным-раненько», «ью, вью я венок»

Старшие классы: «Стелется и вьётся», «Долгоногий журавель», «Пошёл козёл в огород», «Что Василий-господин», «Вянули цветики», «Ты заря моя, зорька», «Ельничек частовой», «У нас по саду», «Из поля в поле», «Пошла коляда», «Масленица», «Ой, весна красна», «Ну-ка, кума, покумимся», «Уж вы, девки, молодки», «Как у нашей у Дуняши», «Дубровушка зеленая», «Ходит голубь по столу», «За огородом козу пасла», «Не бела заря», «Полно нам горе горевати», «Девчоночка по гаю ходила», «Не будите молоду», «Во горушках ковылушка», «Да подуй ветер», «Из-за лесику», «Ой да из-за леса», «Где был селезень», «Пролетел соколок», «А как наши вот крестьяне», «Подкошена травка», «Как и по морю», «Научи-ка меня мать», «Отставала же лебедушка», «Ехал дедушка Егор», «Многая лета», «Вянули цветики», «Заинька мимо саду», «А во поле травка стелется», «Как посеяли девки лен» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые репертуарные сборники.

1. А мы просо сеяли  (сост. М. Медведева) – М., 1978-1982. Вып. 1-4;

2. В Новогоднюю ночь (Сценарии праздников) сост. С. Пушкина. – М., 1998.;  3. Гармошечка-говорушечка, вып. 1-7. – М., 1985-1991.;

4. Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области – Рязань. 1992.;

5. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству – М., «Родникъ». 1999.

6. Гори, гори ясно (сост. Т. Новикова). – М., 1989.

7. Детские музыкальные праздники (сост. Т. Камаева). – М., 1994.

8. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! –М., 1998.

9. Науменко Г. Жаворонушки. Вып. 1-5. –М., 1997-1987.

10. Новикова А., Пушкина С. Традиционные бытовые песни Тульской области. –Тула. 1989.

11. Новикова А., Пушкина С. Свадебные песни Тульской области. –Тула. 1979.

12. От зимы до осени (сост. Г.Науменко) –М., «Детская литература».

13. Пушкина С. Русские народные песни Московской области. –М., 1987.

14. Сборник хороводных, плясовых, свадебных, величальных песен Тульской области (сост. М. Федосеева). – Тула, 1997.

15. Тульская свадьба (сост. М. Федосеева). – Тула, 1997.

16. Фольклор в школе (сост Л, Куприянова) для 1-4 классов – М., 1989-1991. 17. Школа русского фольклора. –М., 1994.