Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ДОП ВОКАЛ В ГРУППАХ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

06.01.2023

Рецензия

на дополнительную общеразвивающую программу

«Вокал в группах раннего эстетического развития»

преподавателя МАУДО  «ДШИ МР Благоварский район РБ»

Давлетбаевой Марины Ивановны.

Рецензируемая дополнительная общеразвивающая программа «Вокал в группах раннего эстетического развития» (для детей от 5 до 7 лет) направлена на развитие творческого потенциала каждого ребенка, а не только одаренных детей. Она создает предпосылки для развития творческих способностей в вокальной сфере каждого ребенка и предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными возможностями ребенка.

В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Программа рассчитана на 2(3) года обучения, соответствует современным требованиям к дополнительному образованию в системе общего развития, разработана на основе современной научно-методической литературы. Она структурирована, логически выстроена, при этом ориентирована на практическое применение, сочетая теоретические и практические занятия, в комплексе решающие поставленные цели и задачи.

Данная программа создаёт условия для развития творческих способностей детей средствами вокального искусства, построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

Выводы: предоставленная на рецензирование дополнительная общеразвивающая программа «Вокал в группах раннего эстетического развития» способствует реализации содержания образовательной области «Раннее эстетическое развитие» и может быть рекомендована к реализации в дополнительном образовании ДШИ.

Рецензент:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств муниципального района

Благоварский район Республики Башкортостан»

                                                                                                                                         Утверждено

                                                                                                                                         приказом  по МАУ ДО

                                                                                                                                         «ДШИ МР Благоварский

                                                                                                                                         район РБ»

                                                                                                                                         «29» августа 2023 год

                                                                                                                                          №16/од

«Вокал в группах раннего эстетического развития»

примерная учебная программа

Срок реализации – 2 (3) года

                                                                                                                              Принято педагогическим советом

                                                                                                                              Протокол от 29.08.2023 г. № _4__

Преподаватель МАУ ДО

 «ДШИ МР Благоварский район

 Республики Башкортостан»

Давлетбаева М.И.

 

 

 

 

 

с. Языково.

1.     Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Вокал – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря вокалу у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость к музыке и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, целесообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на организм в целом, улучшают обменные процессы. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, кровообращение, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Вокальное искусство остается одним из самых доступных и любимых

детьми видов коллективного художественного творчества.

Вокал имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где дети получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), исполнительские приёмы (пение запева одной группой ансамбля, припева – другой, чередование пения солиста и ансамбля и т. п.), двигательная активность малышей. Дети приходят в ансамбль, и учиться ансамблевому пению, и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем коллектива, со своими сверстниками.

Специфические особенности занятий вокала помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе; т.к. помимо решения логопедических, координационно-ритмических и др. проблем, занятия вокалом способствуют раскрепощению психики ребенка.

Помимо приобретения вокальных навыков у современных детей имеются огромные возможности для расширения кругозора, воспитание чувств гражданственности, коллективизма. Но благотворное влияние музыки на маленьких исполнителей может иметь только высокохудожественно исполненное произведение, а качественный уровень исполнения напрямую зависит от овладения детьми отдельными техническими навыками, проникновения в образный строй исполняемых произведений. Об особенности работы с детьми на начальном этапе написано достаточно много ведущими отечественными специалистами и д.р.

Формирование певческих навыков у детей 5-7 летнего возраста зависит не только от индивидуальных особенностей и коллективного опыта, но так же от тех условий, в которых протекают занятия. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в ансамбле. Хорошее поведение детей на занятиях – залог будущего успеха. Дисциплина – это атмосфера, в которой дети творят, учатся новому.

В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, повышенно эмоциональны.

Преподавателю нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям.

Программа предназначена для детей 5-7 лет и направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Актуальность примерной программы учебного предмета «Вокал в группах раннего эстетического развития» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом, сохранения богатого исторического культурного наследия, патриотического воспитания подрастающего поколения.

2. Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации программы — 2 (3) года и направлен на первичное знакомство с вокальным искусством.

3. Сведения о затратах учебного времени.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их музыкальных способностей — это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации занятий.

5. Цели и задачи учебного предмета.

Цели:

1.Формирование эстетической культуры дошкольника;

2.Развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;

3.Становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

1.     Формирование интереса к вокальному искусству;

2.     Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;

3.     Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;

4.     Развитие умений различать звуки по высоте;

5.     Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни;

7. Совершенствование вокальных навыков.

6. Методы обучения.

1. Наглядный метод, состоящий из следующих компонентов:

·        Слуховая наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки детьми во время исполнения ими упражнений, песен, ритмических движений;

·        Тактильная наглядность – ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания;

·        Зрительно-слуховая наглядность – показ певческих приемов в вокальных, ритмических упражнениях;

2.Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, поэтическое слово.

Методические приёмы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

·        знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

·        работа над вокальными и хоровыми навыками;

·        проверка знаний у детей усвоения песни;

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

·        споем песню с полузакрытым ртом;

·        слоговое пение («ля», «бом» и др.);

·        хорошо выговаривать согласные в конце слова;

·        произношение слов шепотом в ритме песни;

·        выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

·        настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

·        задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

·        обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

·        использовать элементы дирижирования;

·        пение без сопровождения;

·        зрительная, моторная наглядность.

7. Основные принципы программы:

1.Опора на природу ребёнка.

2.Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом.

3.Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания на занятиях.

4.Освоение материала программы на основе личностного переживания, проживания, использования богатств чувств и ощущений.

5.Взаимодействие разных видов искусства и художественно-творческой деятельности на занятиях.

6.Взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности на занятиях.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

·        Игровой характер занятий и упражнений;

·        Активная концертная деятельность детей;

·        Доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями, разъясняя им вредность «крикливого» разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

·        Просторный класс для занятий;

·        Фортепиано, музыкальный инструмент;

·        Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);

·        Звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, CDпроигрыватель, флеш-накопители и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала).

II. Содержание учебного предмета.

Первый год обучения.

На первом году обучения пению в работе над чистотой интонации надо уделить большое внимание распеванию. То есть, включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей раннего возраста и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Также разучивать короткие песни-попевки с узким диапазоном, соответствующие интеллектуальным и физическим данным детей. Для того, чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться у детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, лёгким звуком.

Рабочий диапазон детей 5 – 6 ти лет (ре1 октавы, ми1 октавы — до2 октавы).

 Дети поют песни с использованием штрихов: legato, non legato, staccato. Главное внимание уделяется пению на legato. Staccato используется только на коротких фразах в музыке игрового характера. Дети учатся «попадать» на первый звук, тянуть длинные, завершающие звуки. Унисон пока ещё относительный, но на упражнениях отрабатывается чистое пение.

 

Учебно-тематический план.

1-ый год обучения.

Дата Тема урока Количество часов Содержание занятий по темам
1

 

 

 

 

 

Организационный урок

 

 

 

 

1

1

2

2

 

 

Особенности певческой установки.

Организация голосового аппарата.

Виды дирижёрских жестов.

Определение диапазона у учащихся, а также чистота интонаций.

2

 

 

 

 

 

 

 

Работа над звукообразованием

 

 

 

 

 

 

2

 

2

1

1

 

2

Пение упражнений на точное исполнение в унисон.

Работа над активным унисоном.

Работа над ритмической устойчивостью в унисон.

Выработка высокой певческой позиции.

Работа над расширением диапазона.

3

 

 

 

 

Пение канонов

 

 

 

 

2

1

3

 

1

Речевая декламация.

Ритмический канон с помощью музыкальных инструментов.

Работа над чистым унисоном a- cappella.

Канон с движением.

4

 

 

 

 

 

Дикция и артикуляция

 

 

 

 

2

2

 

2

2

Правильное произношение гласных и согласных звуков. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Развитие дикционных навыков в различных темпах.

Музыкальные скороговорки.

5

 

 

 

 

 

 

Музыкально-исполнительская работа

 

 

 

 

2

2

 

3

 

Воспитание понимания дирижёрского жеста.

Отработка динамических оттенков.

Уверенное исполнение песни на различные штрихи.

Сохранение певческого тона на f и mf.

6

 

Работа над дыханием 4

4

Задержка дыхания перед началом пения.

Работа над дыханием по фразам.

7 Работа над метроритмом 4

2

Простые размеры.

Постоянство метра.

8

 

 

Работа над ансамблем и строем. 5

4

Выработка однородной звучности хора.

Работа над дикционно – ритмическим ансамблем.

9

 

Музыкально – исполнительская работа 9

 

Итого: 68 часов

Второй и третий год обучения.

На шестом и седьмом  году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет не сильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

С детьми 6 – 7 лет певческое развитие происходит на более сложном музыкальном и текстовом материале. Репертуар этой ступени включает игровое, интонационно несложные песни, сочинения более широкого диапазона, более сложные и разнообразные по мелодическому языку (скачки на терции, кварты, квинты), по штрихам (сочетание staccato и legato или non legato). Рабочий диапазон хора (до1 октавы – до2 октавы, ре2 октавы). Дети знакомятся с понятиями «унисон» «канон». Обязательным условием в работе с дошкольниками является развитие речи. Дети этого возраста ещё плохо говорят, не выговаривают все буквы. Помогает «дикционное» распевание, где отрабатывается артикуляция гласных и согласных на одном звуке, на двух — трёх звуковых попевках.

Учебно-тематический план

 2-ой (3-й) год обучения.

Дата Тема урока Количество часов Содержание занятий по темам
1

 

 

 

 

 

 

Организационный урок

 

 

 

 

 

1

2

 

1
2

 

Особенности певческой установки.

Организация голосового аппарата.

Виды дирижёрских жестов.

Определение диапазона у учащихся, а также чистота интонаций.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над звукообразованием

 

 

 

 

 

 

 

2

2

1

2

 

2

 

Пение упражнений на точное исполнение в унисон.

Работа над активным унисоном.

Работа над ритмической устойчивостью в унисон.

Выработка высокой певческой позиции.

Работа над расширением диапазона.

3

 

 

 

 

 

Пение канонов

 

 

 

 

 

2

1

3

 

1

Речевая декламация.

Ритмический канон с помощью музыкальных инструментов.

Работа над чистым унисоном a- cappella.

Канон с движением.

4

 

 

 

 

 

Дикция и артикуляция

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

2

2

 

Правильное произношение гласных и согласных звуков. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Развитие дикционных навыков в различных темпах.

Музыкальные скороговорки.

5

 

 

 

 

 

 

Музыкально-исполнительская работа

 

 

 

 

2

2

 

2

 

Воспитание понимания дирижёрского жеста.

Отработка динамических оттенков.

Уверенное исполнение песни на различные штрихи.

Сохранение певческого тона на f и mf.

6

 

 

Работа над дыханием

 

 

4

4

Задержка дыхания перед началом пения.

Работа над дыханием по фразам.

7 Работа над метроритмом 4

2

Простые размеры.

Постоянство метра.

8

 

 

Работа над ансамблем и строем.

 

5

4

Выработка однородной звучности хора.

Работа над дикционно – ритмическим ансамблем.

9

 

 

Музыкально – исполнительская работа 9

 

 

Итого: 68 часов

 

Программа включает подразделы:

·        восприятие музыки;

·        развитие музыкального слуха и голоса;

·        песенное творчество;

·        певческая установка;

·        певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения;

·        певческое дыхание;

·        звукообразование;

·        навык выразительной дикции)

Артикуляция.

В работе над формированием вокальных навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

·        выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

·        постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

·        умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

·        умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

·        гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания;

·        гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

·        «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

Слуховые навыки.

К слуховым навыкам можно отнести:

·        слуховой самоконтроль;

·        слуховое внимание;

·        дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

·        представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Эмоционально-выразительное исполнение.

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

·        выразительностью мимики лица;

·        выражением глаз;

·        выразительностью движения и жестов;

·        тембровой окраской голоса;

·        динамическими оттенками и особенностью фразировки;

·        наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание.

Ребенок, обучающийся вокалу, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

·        короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

·        опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

·        спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Выразительная дикция.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

·        не очень сильно прикусить кончик языка;

·        высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

·        покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

·        сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

·        упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

·        пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

·        сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия:

1.Распевание.

Работая над вокальными навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2.Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3.Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4.Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре 1 октавы – до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии – поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

IV. Формы и методы контроля.

По окончании каждого полугодия проводятся отчётные мероприятия в разной форме:

1.Форма концерта;

2.Форма проведения тематического занятия.

V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

1.     Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

2.     моциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

3.     Педагогика способностей. – М., 1973.

4.     Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. – М., 1963.

5.     Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. – М., 1988.

6.     рограмма по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

7.     Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

8.     Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

9.     Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

10.            Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. – М.

11.            Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.

12.            физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. – Л., 1959.

Нотная литература:

1.     Как рыжик научился петь. – М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.

2.     Веселый каблучок. / Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – с.

1.     Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. – 112 с.

2.     Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

3.     Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

4.     Мелодии времен года / Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер»,1998.–44 с.

5.     Лесенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

6.     Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999. – 64 с.

7.     Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

8.     Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

9.     Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.