Контакты Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан
logo

ДОП БАЯН

06.01.2023

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан»

 

 

Утверждено

приказом  по МАОУ ДОД

«ДШИ МР Благоварский

район РБ»

«___»________2019 год

№ __________

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

 (баян, аккордеон)

 

 

 

 

                                                                                                                                     Принято педагогическим советом

Протокол от ___ ____ ___ г. № ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Языково

 

 

 

Разработчик: Зиазетдинов Р.Р., преподаватель МАУ ДО «ДШИ МР Благоварский район РБ»

 

 

Рецензент:

 

ПЦК Инструменты народного оркестра ГБПОУ УУИ(К), заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат международных конкурсов  Супрун Е.Г.

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                             

         – Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

            – Срок реализации учебного предмета;

            – Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

             организации на реализацию учебного предмета;

            – Форма проведения учебных аудиторных занятий;

            – Цели и задачи учебного предмета;

            – Обоснование структуры программы учебного предмета;

            – Методы обучения;

            – Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                               

 Сведения о затратах учебного времени;

            – Годовые требования по классам;

 

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок       

                           

– Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

            – Критерии оценки;

           

V.      Методическое обеспечение учебного процесса    

                  

         – Методические рекомендации педагогическим работникам;

– Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

           

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

 

– Список рекомендуемой нотной литературы;

– Список рекомендуемой методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)»,  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе в области музыкального  искусства  «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, чтении с листа, ансамблевой игры, самостоятельной работы, а также на художественно-эстетическое воспитание ученика.

Примерный учебный план по дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области искусства «Специальность (баян)» рассчитан как на детей планирующих, по мере своих способностей и уровню освоения данной программы, поступать в организации профессионального образования, так и на тех, кто не ставит перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте:

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет;

с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Специальность (баян)»:

                                                                                                  Таблица 1

Срок обучения

7 лет

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1139

952

Количество

часов на аудиторные занятия

493

374

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

646

578

 

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Индивидуальная форма урока по данному учебному предмету является наиболее эффективной, поскольку  позволяет преподавателю всесторонне узнать ученика: его музыкальные способности, технические возможности, эмоционально-психологические особенности.

 

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян

Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на баяне;
  • создание условий для развития музыкально-творческих  способностей учащегося с целью дальнейшего продолжения профессионального музыкального образования.

 

Задачи:

  • развитие памяти, музыкального слуха, чувства ритма;
  • формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать произведения различных жанров;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)»

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки учащихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • практический (работа над упражнениями, художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика с последующим комментарием);
  • репродуктивный (повторение учеником исполненных учителем упражнений, сложных мест, музыкального материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • исследовательский (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);
  • метод «забегания» вперед (позволяет настроить учащихся на постижение новых знаний).

Данные методы применяются как в музыкальном направлении педагогики, так и в общем образовании. Индивидуальная форма урока позволяет комбинировать различные методы, а также выбрать наиболее подходящие для решения поставленных задач.

 

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)» должны иметь площадь не менее 6 кв.м.

При реализации программы «Специальность (баян)» необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты для учащихся различного возраста должны регулярно  обслуживаться баянным мастером (настройка и ремонт).

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного временипредусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:  

Таблица 2

Срок обучения 7 лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

493

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

68

68

68

102

102

102

136

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

           646

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

136

136

136

170

170

170

221

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

        1139

 

 

Таблица 3

Срок обучения – 5 лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

34

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

374

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

578

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

952

 

Виды внеаудиторной работы:

– самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

– подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

– подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

– посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

– участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательной организации и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения ‑ классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

 

Годовые требования по классам

Срок обучения – 7 лет

Первый класс (2 часа в  неделю)

В «донотном» периоде необходимо в основном опираться на слуховые  представления: активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Знакомство с инструментом. Индивидуальная «настройка» ремней (правый, два левых и поперечный). Основы посадки, постановки рук. Принципы звукоизвлечения. Основы меховедения. Игра упражнений, песенок-прибауток на одной-двух нотах, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Освоение основных штрихов: staccato, legato, non legato.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на баяне ритма слов. Игра ритмических рисунков на одной-двух нотах. Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам.

Воспитание элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение первого года обучения ученик должен пройти:

  • гамма C-dur, арпеджио короткие двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством на одно движение меха;
  • 5-10 песен-прибауток, небольших пьес различного характера;
  • 1-2 этюда или пьесы живого, подвижного характера.

 

 

Примерный репертуарный список

1. «Как под горкой,  под горой»  (р. н. п.) обр.  А.  Сударикова

Этюд-К. Черни (С-dur)

«Эх, тала, тала» (тат. нар. песня)

«Перепелочка» (р. н. п.) (обр. М. Кольяшкина)

 

2. Хатира (баш. нар. песня)

Этюд-Г. Беренс (С-dur)

Кузнечик  (В. Шаинский)

Во саду ли в огороде  (р. н. п.) (обр. Аз. Иванова)

 

3. Во поле берёзка стояла (р. н. п.)

Маленькая полька-Д. Кабалевский

Как на тоненький ледок (р. н. п.)

Полька «Дружба»

 

4. М. Блантер. «Катюша»

Этюд-К. Черни (C-dur)

Мишка с куклою танцуют полечку (М. Качурбина)

Апипа (тат. нар. песня)                                

 

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение меховых приемов. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Включение в программу простых полифоническтх произведений.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

  • гаммы G-dur, F-dur , арпеджио короткие двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством нот на одно движение меха;
  • 2-4  этюда или подвижные пьесы;
  • 4-10 пьес, различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа.

 

Примерный репертуарный список

1. Барыня (обр. М. Кольяшкина)

Этюд- Г. Беренс

Менуэт (Л. Моцарт)

Подмосковные вечера (В. Соловьев-Седой)

2. Как у нас то козел (обр. Д. Самойлова)

Этюд- Л. Шитте

Канон (А. Лядов)

Полюшко-поле (Л. Книппер)

3. М. Бакиров-Байрамда (На празднике)

Г. Вольфарт-Этюд.

П. Чайковский- Старинная французская песенка

Полька (Аз. Иванов)

4. В. Моцарт №58 Менуэт (48)

В. Шаинский «Вместе весело шагать» (4)

С. Майкапар «Пастушок» (48)

Ф. Кулау Рондо (52)

 

Третий класс (2 часа в неделю)

 

Работа над упражнениями, направленными на развитие мелкой техники.

Работа над крупной техникой (трех- четырехзвучные аккорды).

Освоение новых меховых приемов.

Освоение и закрепление приёмов игры двойными нотами.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых.

Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное  привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, поиск выразительных средств).

Освоение  мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.

В течение третьего года обучения ученик должен пройти:

  • мажорные гаммы, арпеджио короткие и длинные, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами (в сочетании дуоль, триоль, квартоль в правой руке на одну ноту в левой руке)
  • 2-4 этюда или подвижные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Граупнер Х. Буррэ

Подгорный В. «Юмореска»

Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Иванова А.

Черни К.Этюд G – dur

2. Бакиров М. «На празднике»

Белорусский народный танец «Лявониха», обработка Гусева В.

Пономаренко Г. «Ивушка».

Шитте Л. Этюд d – moll 3 вариант

3. Перселл Г. Ария.

Фатхутдинов А. обр. башкирской народной песни «Круглое озеро»

Завальный В. Сюита «В мире животных» («Мышка-норушка».

«Лягушка- квакушка», «Пес Барбос»)

Салин А. Этюд D-dur

4. Штейбельт Д. Сонатина

Шуман Р. Мелодия

Башкирская народная песня «Сахибъямал», обработка Харько

Л. Беренс Г. Этюд e-moll

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов.

Освоение мехового приема «дубль штрих» или «комбинированные дуоли» (для начала можно взять правой рукой один звук, в дальнейшем – интервал, аккорд с использованием двух рук):

а) нота берется на разжим и сжим,

б) нота снимается и берется, после чего звучит на сжим и разжим и опять снимается и берется.

 

Освоение мехового приема «комбинированные триоли».

1-й вид на разжим:

а) звук берется на разжим, сжим и разжим,

б) звук снимается и берется, после чего звучит на разжим, сжим и разжим и опять снимается и берется;

 

2-й вид на сжим:

а) звук берется на сжим, разжим и сжим,

б) звук снимается и берется, после чего звучит на сжим, разжим и сжим и опять снимается и берется.

Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе значительное внимание уделяется работе над крупной формой.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: разбора нотного текста, расстановки аппликатуры, смены меха, выбора штрихов, работы над интонацией, мотивом, фразой, формой. Отработка технически сложных мест, в том числе, путем вычленения технических эпизодов и превращения их в упражнения для более детальной работы над ними и т.д.

В течение четвертого года обучения ученик должен пройти:

  • минорные гаммы (гармонический вид) с трех рядов, арпеджио короткие и длинные арпеджио, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
  • 1-2 пьесы с элементами имитационной полифонии;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Моцарт В.А. «Полонез»

Бажилин Р. «Золушка»

Башкирская народная песня «Загида», обработка Власова В.

Смородников Ю. Этюд D-dur

2. Тюрк Д.Г. Полифоническая пьеса

Рахманинов С. Итальянская полька

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обработка Онегина

А. Лешгорн Л. Этюд d-moll3 вариант

3. Циполли Д. Фугетта e-moll

Клементи М. Рондо

Павин С. «Веселые жонглеры»

Жилинский А. Этюд h – moll

4. Павлюченко С. Фугетта

Делиб Л. Мазурка из балета «Коппелия»

Ахмадуллин С. обр. башк. народной мелодии «Киленсек» («Невеста»)

Дювернуа Ж. Этюд D-dur

 

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление  программ с учетом ясной дифференциации репертуара  на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

         В течение пятого года обучения необходимо пройти:

  • мажорные гаммы до пяти знаков, минорные гаммы до трех знаков при ключе, хроматическая гамма, короткие арпеджио и длинные арпеджио двумя руками в пря­мом и обратном движении на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
  • при повторении ранее освоенных гамм по программе  4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм, освоению в них более сложных приемов: в сочетании дуоль, триоль, квартоль в правой руке на одну ноту в левой руке)
  • 1-2полифонических пьесы;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Майкапар М. Фугетта

Клементи М. Сонатина ( первая часть)

Башкирская народная песня «Хатира», обработка Харько

Л. Лешгорн Л. Этюд A-dur

2. Шестериков И. Сонатина в классическом стиле

Бах И.С. Фугетта e-moll

Петербургский Г. «Утомленной солнце»

Холминов А. Этюд fis – moll3 вариант

3. Щуровский П. Фугетта e-moll

Раков Н. Скерцино

«Волжские напевы», обработка Онегина А.

Жилинский А. Этюд A-dur

4. Бах Ф.Э. Фантазия

Дербенко Е. Тарантелла

Зинатуллина Ч. «Не расставайтесь»

Гавличек И. Этюд fis – moll

 

Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование  всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и  художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности.

Освоение приемов игры: 4-5-дольный, бесконечный рикошет, глиссандо, нетемперированное глиссандо.

В течение 6 года обучения ученик должен пройти:         

  • все мажорные и минорные гаммы трех видов двумя руками в прямом движении, короткие в прямом движении, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями во всех тональностях двумя руками;      
  • 1-2 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-4  этюда на различные виды техники, либо виртуозное сочинение;
  • 4-5 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Циполли Д. Прелюдия

Дубенская А. «Девичья лирическая»

Фантазия на русскую тему, обработка Денисова А.

Казанский С. Этюд E-dur

2. Муффат Г. Фугетта

Виллолдо А. Аргентинское танго

Башкирская народная песня «Бибинур», обработка Хасанова Р.

Иванов Н. Этюд fis-moll

3. Бах И.С. Двухголосная инвенция F-dur

Карели А. Адажио

Ипполитов – Иванов М. «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы»

Самойленко Н. Этюд D-dur

4. Бах И.С. Двухголосная инвенция C-dur

Семёнов Б. Вариации на башкирскую народную мелодию «Юаса»

Сурков А. обработка русской народной песни «То не ветер ветку клонит»

Денисов А. Этюд h-moll

 

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее освоенных  учеником  музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить  в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы  игры, штрихи, их комбинированные варианты.

Самостоятельная работа над произведением.

В течение седьмого года обучения ученик должен пройти:

  • тонические (четырехзвучные) аккорды и доминантсептакорд с обращениями во всех тональностях, длинные арпеджио от заданного звука на основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда, малого вводного септаккорда, уменьшенного септаккорда с обращениями двумя рука­ми в непрерывном движении вверх и вниз в подвижном темпе (используется весь диапазон). Игра гамм должна быть  направлена на закрепление всех ранее освоенных штрихов и приемов;
  • 1-2 полифонических произведения;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 1-2 пьесы кантиленного характера;
  • 2-3 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники, при этом требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
  • 2-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Бах И.С. Прелюдия

Бажилин Р. Неаполитанский вальс

Бакиров Р. «Экспромт»

Бертини А. Этюд c-moll

2. Косенко В. Скерцино

Мусоргский М. Анданте

Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обработка Кузнецова Е.

Двилянский М. Этюд A-dur

3. Бах И.С. Трехголосная фуга

Бетховен Л. Романс из Сонатины G-dur

Кукубаев А. «Красивая девушка»

Конкон Ж. Этюд Es-dur

4. Гендель Г. Фугетта

Чайковский П.И. Сцена из балета «Лебединое озеро»

Вариации на тему русской народной песни «Там за речкой», обр. Жигалова

В. Лондонов П. Этюд a-moll

 

Годовые требования по классам

Срок обучения – 5 лет

Требования по специальности для учащихся-баянистов сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога –  выполнение  учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить  его к  поступлению в среднее специальное учебное заведение.

 

Первый класс (2 часа в  неделю)

В «донотном» периоде необходимо в основном опираться на слуховые  представления: активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Знакомство с инструментом. Индивидуальная «настройка» ремней (правый, два левых и поперечный). Основы посадки, постановки рук. Принципы звукоизвлечения. Основы меховедения. Игра упражнений, песенок-прибауток на одной-двух нотах, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Освоение основных штрихов: staccato, legato, non legato.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на баяне ритма слов. Игра ритмических рисунков на одной-двух нотах. Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам.

Воспитание элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение первого года обучения ученик должен пройти:

  • гамма C-dur, арпеджио короткие двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством на одно движение меха;
  • 5-10 песен-прибауток, небольших пьес различного характера;
  • 1-2 этюда или пьесы живого, подвижного характера.

 

Примерный репертуарный список

1. «Как под горкой,  под горой»  (р. н. п.) обр.  А.  Сударикова

Этюд-К. Черни (С-dur)

«Эх, тала, тала» (тат. нар. песня)

«Перепелочка» (р. н. п.) (обр. М. Кольяшкина)

2. Хатира (баш. нар. песня)

Этюд-Г. Беренс (С-dur)

Кузнечик  (В. Шаинский)

Во саду ли в огороде  (р. н. п.) (обр. Аз. Иванова)

3. Во поле берёзка стояла (р. н. п.)

Маленькая полька-Д. Кабалевский

Как на тоненький ледок (р. н. п.)

Полька «Дружба»

4. М. Блантер. «Катюша»

Этюд-К. Черни (C-dur)

Мишка с куклою танцуют полечку (М. Качурбина)

Апипа (тат. нар. песня)                                

 

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение меховых приемов. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Включение в программу простых полифоническтх произведений.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

  • гаммы G-dur, F-dur , арпеджио короткие двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством нот на одно движение меха;
  • 2-4  этюда или подвижные пьесы;
  • 4-10 пьес, различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа.

 

Примерный репертуарный список

1. Барыня (обр. М. Кольяшкина)

Этюд- Г. Беренс

Менуэт (Л. Моцарт)

Подмосковные вечера (В. Соловьев-Седой)

2. Как у нас то козел (обр. Д. Самойлова)

Этюд- Л. Шитте

Канон (А. Лядов)

Полюшко-поле (Л. Книппер)

3. М. Бакиров-Байрамда (На празднике)

Г. Вольфарт-Этюд.

П. Чайковский- Старинная французская песенка

Полька (Аз. Иванов)

4. В. Моцарт №58 Менуэт (48)

В. Шаинский «Вместе весело шагать» (4)

С. Майкапар «Пастушок» (48)

Ф. Кулау Рондо (52)

 

Третий класс (2 часа в неделю)

Работа над упражнениями, направленными на развитие мелкой техники.

Работа над крупной техникой (трех- четырехзвучные аккорды).

Освоение новых меховых приемов.

Освоение и закрепление приёмов игры двойными нотами.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых.

Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное  привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, поиск выразительных средств).

Освоение  мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.

В течение третьего года обучения ученик должен пройти:

  • мажорные гаммы, арпеджио короткие и длинные, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами (в сочетании дуоль, триоль, квартоль в правой руке на одну ноту в левой руке)
  • 2-4 этюда или подвижные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1. Граупнер Х. Буррэ

Подгорный В. «Юмореска»

Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Иванова А.

Черни К.Этюд G – dur

2. Бакиров М. «На празднике»

Белорусский народный танец «Лявониха», обработка Гусева В.

Пономаренко Г. «Ивушка».

Шитте Л. Этюд d – moll 3 вариант

3. Перселл Г. Ария.

Фатхутдинов А. обр. башкирской народной песни «Круглое озеро»

Завальный В. Сюита «В мире животных» («Мышка-норушка».

«Лягушка- квакушка», «Пес Барбос»)

Салин А. Этюд D-dur

4. Штейбельт Д. Сонатина

Шуман Р. Мелодия

Башкирская народная песня «Сахибъямал», обработка Харько

Л. Беренс Г. Этюд e-moll

 

Четвертый  класс (2,5 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов.

Освоение мехового приема «дубль штрих» или «комбинированные дуоли» (для начала можно взять правой рукой один звук, в дальнейшем – интервал, аккорд с использованием двух рук):

а) нота берется на разжим и сжим,

б) нота снимается и берется, после чего звучит на сжим и разжим и опять снимается и берется.

Освоение мехового приема «комбинированные триоли».

1-й вид на разжим:

а) звук берется на разжим, сжим и разжим,

б) звук снимается и берется, после чего звучит на разжим, сжим и разжим и опять снимается и берется;

2-й вид на сжим:

а) звук берется на сжим, разжим и сжим,

б) звук снимается и берется, после чего звучит на сжим, разжим и сжим и опять снимается и берется.

Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе значительное внимание уделяется работе над крупной формой.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: разбора нотного текста, расстановки аппликатуры, смены меха, выбора штрихов, работы над интонацией, мотивом, фразой, формой. Отработка технически сложных мест, в том числе, путем вычленения технических эпизодов и превращения их в упражнения для более детальной работы над ними и т.д.

В течение четвертого года обучения ученик должен пройти:

  • минорные гаммы (гармонический вид) с трех рядов, арпеджио короткие и длинные арпеджио, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
  • 1-2 пьесы с элементами имитационной полифонии;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Примерный репертуарный список

1 вариант

1. И.С. Бах Инвенция 3-голосная d-moll (17)

2. Дж. Булл Les Buffons (71)

3. К. Дакен «Кукушка» (58)

4. А. Журбин «Экспромт в авангардном духе» (1)

2 вариант

1. И.С. Бах Инвенция 2-голосная F-dur (17)

2. Р. Леденев Рондо-сонатина (1)

3. Р. Шуман «Дед Мороз» (62)

4. К. Волков «Танец укушенного скорпионом» (1)

3 вариант

1. А. Холминов Фуга (1)

2. Т. Сергеева Сонатина (1)

3. С. Прокофьев «Пятнашки» (50)

4. Е. Подгайц «Рассказ куклы» (1)

 4 вариант

1. Р. Шуман Маленькая фуга из «Альбома для юношества» (62)

2. В. Моцарт Сонатина C-dur (56)

3. С. Прокофьев Марш (50)

4. К. Волков «Море студеное» (1)

 

Пятый класс (2,5 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление  программ с учетом ясной дифференциации репертуара  на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

         В течение пятого года обучения необходимо пройти:

  • мажорные гаммы до пяти знаков, минорные гаммы до трех знаков при ключе, хроматическая гамма, короткие арпеджио и длинные арпеджио двумя руками в пря­мом и обратном движении на готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
  • при повторении ранее освоенных гамм по программе  4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм, освоению в них более сложных приемов: в сочетании дуоль, триоль, квартоль в правой руке на одну ноту в левой руке)
  • 1-2полифонических пьесы;
  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

 Примерный репертуарный список

1 вариант

1. И.С. Бах Прелюдия и фуга f-moll, 2 том ХТК (21)

2. А. Ларин Три пьесы (33)

3. Дж. Гершвин Три прелюдии (на выбор) (39)

4. В. Семенов «Донская рапсодия» (13)

2 вариант

1. Д. Шостакович Прелюдия и фуга D-dur (61)

2. И.С. Бах Французская сюита d-moll (на выбор) (19)

3. Вл. Золотарев «Ферапонтов монастырь» (11)

4. М. Мусоргский «Близ южного берега Крыма» (46)

3 вариант

1. С. Губайдулина Инвенция (75)

2. М. Броннер Три пьесы (на выбор)  (1)

3. Р. Шуман «Смелый наездник» (62)

4.  И. Штраус Полька «Жокей» (2)

4 вариант

1. Д. Букстехуде Фуга G-dur, Bux WV 175 (68)

2. Вл. Золотарев Детская сюита №1 (на выбор)  (9)

3. А. Лядов «Музыкальная табакерка» (45)

4. А. Холминов «Русский праздник» (1)

 

 

 

III.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная программа направлена на академическое воспитание баяниста на лучших примерах русской и зарубежной музыки. Возможен индивидуальный подход при составлении программы с учетом музыкальных и технических возможностей учащегося.

 

Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:

  • наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на баяне;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на баяне;
  • знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • знание истории инструмента, основные вехи в его развитии;
  • знание  конструктивных особенностей инструмента;
  • знание видов гармоник;
  • знание элементарных правил по уходу за инструментом;
  • знание и умение исполнения приемов игры на баяне, в том числе – современных;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

  • наличие развитой музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

IV.   ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества знаний, умений, навыков применяется при проведении всех видов контроля:

– текущего контроля успеваемости;

– промежуточной аттестации учащихся;

– итоговой  аттестации  учащихся.

                        Таблица 19  

Вид контроля Задачи Формы
Текущий контроль – поддержание учебной дисциплины,

– выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету,

– повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация определение успешности развития учащегося и усвоения им  программы на определенном этапе обучения зачеты (показ части программы, технический зачет),    академические концерты,  переводные  зачеты, экзамены
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения  программы учебного предмета экзамен проводится в выпускных классах: 5 , 7

 

        

 

 

 

 

 

 

2. Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения  выставляются оценки по пятибалльной шкале.                     

     Таблица 20

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), ясную художественно-музыкальную трактовку

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,  малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. 1.Оценка годовой работы учащегося.
  2. 2.Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
  3. 3.Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены учитываются следующие критерии:

  1. 1.Учащийся демонстрирует достаточный технический уровень владения инструментом.
  2. 2.Убедительно раскрыт художественный образ музыкального произведения.
  3. 3.Исполнительская интерпретация отражает понимание стиля исполняемого произведения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.

 

V.      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основной частью учебного процесса по «Специальности (баян)» является индивидуальная форма занятий  преподавателя с учеником (урок).

Как правило, форма урока включает себя разыгрывание (гаммы, упражнения), проверку домашнего задания, основную работу по теме урока и заключительный этап, на котором педагог предлагает способы самостоятельной работы  над тем или иным заданием и фиксирует их в дневнике.

Педагогу необходимо учитывать психо-физические возможности, а также степень музыкальной одаренности ученика при выборе репертуара и «темпа» его прохождения.

         В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала, постоянно отслеживая при этом качество освоения музыкального материала.

         В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.  Индивидуальные планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

В баянной педагогике сложились основные принципы, связанные с посадкой, постановкой рук, меховедением, звукоизвлечением. Педагог должен на всех уроках обращать внимание на правильную посадку учащегося: ученик сидит на крае стула, высота стула соответствует росту (бедра параллельны полу), баян стоит параллельно корпусу учащегося – мех на левом бедре, гриф упирается во внутреннюю часть правого бедра, ремни настроены так, чтобы спина ученика не сгибалась при посадке за инструментом, а инструмент не висел на ремнях. Желательно использовать поперечный ремень, который крепится на левый и правый ремни. Его использование делает игру на инструменте более удобной (левый и правый ремни часто спадают с плеч), а занятия – более безопасными в плане здоровья (поперечный ремень не позволяет спине выгибаться).

Особого внимания заслуживает меховедение. Смена меха должна быть естественной – без задержек дыхания и мышечных зажатий. При смене меха ученик должен помогать себе движением корпуса в зависимости от направления меха. При этом мех меняется не всей шириной левой части корпуса, а внутренним углом на сжим и внешним – на разжим (цель – достичь «незаметной» смены меха, при которой паузы во время смены меха между звуками почти нет). При игре тремоло мехом необходимо распределять мышечную нагрузку: усилие прикладывать только на сильные доли. Это позволит сэкономить силы и добиться легкости в исполнение этого сложного мехового приема.

На начальном этапе важной задачей педагога является формирование правильной работы пальцев. Необходимо разграничить мелкую – пальцевую технику и крупную – кистевую. Для развития мелкой техники для правой и левой руки  является упражнение «репетиция» (на одну клавишу по очереди нажимают разные пары пальцев), а также нисходящие и восходящие ломаные терции (на более позднем этапе). Для развития крупной техники – играть повторяющиеся аккорды, темп и ритм их исполнения зависит от технических возможностей учащегося.

Работа над звукоизвлечением должна проходить на всех этапах обучения. На первых занятиях можно предложить ученику упражнение, в котором необходимо контролировать изменения динамики от piano  к forte и, наоборот, с помощью взаимодействия клавиши и меха (piano – клавиша нажимается плавно, на половину, мех ведется медленно, forte – клавиша нажимается «до дна», движение меха усиливается). Примерно через полгода  возможно  пробовать плавное и мягкое туше при игре мелодии на piano и активное туше при игре на forte в подвижных пьесах. Со временем возможно ставить художественные задачи, при решении которых для каждого музыкального образа необходимо использовать различные виды звукоизвлечения.

Выборную клавиатуру необходимо осваивать параллельно с готовой, поскольку развивать музыкальный слух, полифоническое мышление наилучшим образом возможно на выборной клавиатуре.

На первых этапах разбора при работе над музыкальными произведениями необходимо создавать вместе с учеником музыкальные образы и уже, исходя из полученного результата, детально работать над проставлением аппликатуры, смены меха, динамикой, цезурами, агогикой, штрихами.

При работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо использовать позиционный вариант аппликатуры.

         Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Юных музыкантов необходимо воспитывать на лучших образцах русской и зарубежной музыки. Помимо оригинальных сочинений в репертуаре должны присутствовать переложения преимущественно несложной клавирной музыки, не требующей значительной переработки нотного текста.

Главной задачей педагога является задача обучения ребенка творческой компетенции, которая включает в себя: самостоятельные занятия и дальнейший профессиональный  рост, интерес к музыке и искусству в целом.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – от 2-х до 4-х часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны.

Хотя бы один раз в полгода ученику необходимо принести баян для домашних занятий своему педагогу с целью настройки ремней и проверки посадки и постановки рук.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

К выполнению домашней работы необходимо привлекать родителей или кого-либо из ближайших родственников учащегося как минимум на первом году обучения.

Также необходимо помочь ученику структурировать по времени и нагрузки домашнюю работу. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Учебная литература:

1. Аккордеон в музыкальной школе. 1 – 2 классы. /Составитель Бушуев Ф. М., 1983

2. Аккордеон в музыкальной школе. 3 – 4 классы. /Составитель Бушуев Ф. М., 1983

3. Аккордеон в музыкальной школе. 5 – 6 – 7 классы. /Составитель Бушуев Ф. М., 1983

4. Аккордеонисту-любителю. / Составитель Павин С. М., 1992

5. Альбом баяниста /Составитель Присс Л.-М., 1990

6. Башкирская музыка для баяна. / Составитель Шайхутдинов Р. Уфа, 1996

7. Баян в музыкальной школе. 5 класс / Составитель Денисов А. Киев, 1978

8. Баян в музыкальной школе. 5 класс / Составители Грачев В. И Гуськов А. М., 1989

9. Баян в музыкальной школе. 3 – 5 классы / Составитель Бушуев Ф. М., 1992 10. Баян в музыкальной школе/ Сост. Самойлов Д. – М., 1999

• Этюды. 1-3 классы, 3-5 классы

• Полифонические пьесы. 3-5 классы

• Пьесы 3-5 классы

• Народные песни. 3-5 классы

11. Восемь башкирских народных песен в обработке для баяна и аккордеона. /Составитель Гараев Р.- Уфа, 1999

12. Детский альбом для аккордеона. /Составитель Бажилин Р. – М., 2006

13. Детский альбом для баяна. /Составитель Чайкин Н.- М., 1969

14. За праздничным столом. /Составитель Бажилин Р. – М., 2000

15. Картинки детства. /Составитель Тришин В.-Уфа., 2000

16. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стилях популярной музыки. /Составитель Бажилин Р. – М., 2000

17. Крохе музыканту. 1 часть /Составитель Королькова И.- Ростов-на-Дону, 2007

18. Народная музыка в обработке для баяна и аккордеона. /Составитель Лондонова Е. – М., 1988

19. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. /Составитель Грачев В. и Гуськов А. – М., 1992

20. Нотный альбом баяниста. /Составитель Басурбанов А. – М., 1992

21. Оранжевые буги. /Составитель Манапов И. -Уфа, 1996

22. Педагогический репертуар. 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 2 /Составитель Гусева В. – М., 1977

23. Педагогический репертуар. 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 3 /Составитель Гусева В.- М., 1979

24. Педагогический репертуар. 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 1 /Составитель Гусева В. -М., 1973

25. Педагогический репертуар. 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 2 /Составитель Гусева В. -М., 1977

26. Педагогический репертуар. 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 3 /Составитель Гусева В. -М., 1977

27. Педагогический репертуар. Вып. 1. 1 – 2 курсы музыкальных училищ /Составитель Александров А. – М., 1976

28. Первая встреча с музыкой. /Составитель Артоболевская А. М., 1985

29. Полифонические пьесы. /Составитель Сорокин К. М., 1994

30. Популярная музыка для аккордеона (баяна). 3 – 4 классы. ДМШ /Составитель Юхно С. С – Петербург, 2004

31. Пьесы для баяна и аккордеона. /Составитель Завальный В. М., 2004

32. Пьесы для баяна/ Сост. Тагир Каримов. –Уфа, 2010

33. Репертуар аккордеониста. Вып. 1. М., 1966

34. Репертуар аккордеониста. Вып. 2. М., 1968

35. Репертуар аккордеониста. Вып. 3. М., 1970

36. Репертуар аккордеониста. Вып. 4. М., 1972

37. Репертуар аккордеониста. Вып. 5. М., 1973

38. Учимся играть на аккордеоне. /Составитель Бажилин Р. М., 2006

39. Хрестоматия аккордеониста. 1 – 2 классы ДМШ. /Составители Бушуев Ф. и Павин С. М., 1983

40. Хрестоматия аккордеониста. 1 – 2 классы ДМШ. /Составитель Гусев В. М., 1991

41. Хрестоматия аккордеониста. 3 – 4 классы ДМШ. /Составитель Гаврилова А. М., 1999

42. Хрестоматия аккордеониста. 1 – 3 классы ДМШ. /Составители Мотов В. и Шахова Г. М., 2005

43. Хрестоматия аккордеониста. 3 – 5 классы ДМШ. /Составители Мотов В. и Шахова Г. М., 2005

44. Хрестоматия аккордеониста. 5 – 7 классы ДМШ. /Составители Мотов В. и Шахова Г. М., 2005

45. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона и баяна. 5 класс ДМШ. /Составители Горохов В. и Онегин А. М., 1960

46. Этюды. Вып. 1 /Составитель Говорушко П. М., 1991

47. Этюды. Вып. 2 /Составитель Гусев В. М., 1991

48. Этюды. Вып. 3 /Составитель Гусев В. М., 1993

49. Юный аккордеонист. /Составитель Бакиров Р. Магнитогорск,1994

50. Юный аккордеонист. 1 часть /Составитель Бойцова Г. М., 1997

51. Юный аккордеонист. 2 часть /Составитель Бойцова Г. М., 1997

52. Юным аккордеонистам и баянистам. /Составитель Шплатова О. Р – на – Д., 2008

53. Юному музыканту аккордеонисту – баянисту. 1 класс ДМШ. /Составитель Ушенин В. Ростов-на -Дону, 2009

2. Учебно – методическая литература

1. Агафонов О. и др. Самоучитель игры на баяне/О. Агафонов, П. Лондонов, Ю.

Соловьев. – М., 1978

2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М., 1981.

3. Акимов Ю, Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне: в 2-х ч. – М., 1970.

4. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М., 1999.

5. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М., 2006.

6. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М, 1980.

7. Выборный баян: 1-5 классы/Ред.-сост. В. Бесфамильнов. – Киев.

8. Говорушко П. Начальная школа игры на баяне. – М., 1988.

9. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1990.

10. Желнова Е. Самоучитель игры на аккордеоне. Кызыл, 2005.

11. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 1987.

12. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., 2007.

13. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1988.

14. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М., 1986.

15. Мирек А. Курс эстрадной игры. – М., 1995.

16. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне. – М., 1988

17. Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1960.

18. Понойотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1978

19. Хрестоматия баяниста: 1-2 классы ДМШ/Сост. и исп. ред. Крылусова А. – М., 1980.

20. Юным баянистам, аккордеонистам. 1- 6 классы/ Сост. Ушенин В.В. – Ростов-на-Дону, 2010

 

3.Методическая литература

1. Вицинский А. Процесс работы исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004

2. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М., 2004

3. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997                               4. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей исполнительских отделов и музыкальных училищ. /Составитель Терликова Л.-М., 1989                                                                                  5. Назаров И. Основы музыкально – исполнительской техники и методы ее совершенствования. М., 1968.                                                                                                6. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г. Санкт –Петербурга, 2000                                                                                  7. Программа для ДМШ по специальности «Аккордеон». -Уфа, 2000                                                   8. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. -М., 2004                                                 9. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С., 1989                                                                                                           10. Развитие художественного мышления исполнителя: Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ/Составитель Чунин В.- М., 1988                                   11. Смирнова Т. И. Воспитание искусством или искусство воспитания.- М., 2001                                                                                                                                        12. Чиняков П. Преодоление технических трудностей на баяне. -М., 1985